Я думаю вы со мной согласитесь, что интернет-электорат - не есть большинство. Поэтому если несколько молодых человек активно против, то это вовсе не означает что большинство против. В реальной жизни очень многие в Беларуси поддерживают нынешнюю политику государства.
События, несущие смерть, разрушение, потерю близких сопутствовали белорусам на протяжении всей их истории. С раннего Средневековья и до наших дней всеобщей глобализации с завидным постоянством на территории Беларуси происходили войны, революции, вооруженные конфликты и катастрофы. Причем в большинстве случаев белорусов среди их инициаторов попросту не было.
Обратимся к некоторым из этих событий, которые, несомненно, оставили свой след в народном подсознании. Начнем с последних… Итак, распад СССР, конец 1991 г. Это моральная травма для многих белорусов — крушение старого мира ценностей, установок, поведения, изменение привычного ритма жизни. Все во что верили, оказалось ни чем иным как красивой сказкой. Из жителей мощной империи белорусы превратились в граждан государства совершенно незаметного на мировой арене. Да и уровень благосостояния резко снизился, что ударило по карманам многих. Кроме того, начали сказываться последствия Чернобыльской катастрофы… Треть территории страны загрязнена радиацией, произошла массовая миграция населения с загрязненных земель, что вызвало разрыв связей с малой родиной и некоторую маргинализацию данной группы белорусов. А еще массовые заболевания у детей рожденных после 1986 года на зараженных территориях! В момент взрыва кто-то в СССР должен был стать героем — принять на себя смертельную ношу радиоактивного заражения. По традиции героем выбрали белоруса — — он стерпит, переживет, как всегда.
Закономерный результат этих событий не заставил долго ждать. Сначала он проявился в том, что белорусы стали умирать больше, чем рождаться. Причины — потеря смысла жизни, пьянство, болезни сердца, нервной системы. Затем мы получили результат на уровне общества — итоги президентских выборов 1994 года. Люди сделали свой выбор… Белорусам страшно хотелось назад в СССР, но он уже давно лежал в гробу. И белорусы, сами того не желая, попали в этот гроб. В гробу тихо, спокойно, что может происходить под слоем земли? Стабильность, так сказать! Но есть один процесс, который обычно происходит в гробу с мертвыми телами. Ему имя — разложение и гниение. Именно это происходит с белорусским обществом и государством уже 10 лет.
Все это — тысячи жертв в невидимой войне… Но были жертвы и в войнах видимых и еще сколько жертв! Великая отечественная война — за 4 года несколько миллионов погибших, массовая миграция, тотальное разрушение республики. Сегодня нас почти 10 миллионов — представьте, что каждый третий ваш друг, знакомый, родственник вдруг исчезнет навсегда, а еще хуже умрет на ваших глазах. Будет страшно! А ведь так уже было не далее, как 60 лет назад. Перед этим были 30-е годы — сталинские репрессии — множество жертв среди уже советских белорусов. 20-е годы — коллективизация с ее жертвами… Все это невидимый террор — люди пропадают, исчезают в лагерях… Причем больше всего страдает только ставшая на ноги белорусская элита. Кровавая жатва идет среди людей, делающих что-либо не по шаблону власти. Результат — страх перед властью, нежелание рисковать, быть другим, не советским человеком.
И так всегда… Революция 1917 года с кардинальным переустройством миропорядка, Первая мировая война с беженцами и жертвами среди мирного населения, восстание Калиновского, война с Наполеоном, польские восстания, казацкие восстания на Украине, русско-польские и русско-шведские войны. Список можно продолжать…
Если суммировать ущерб для белорусов от всех этих несчастий, то мы получим миллионы человеческих жизней и разбитых судеб, неисчислимые материальные потери, невосполнимые культурные утраты и, главное — моральная травма белорусов постепенно трансформировавшаяся в подсознательный страх перед государством и властью, передающийся на генетическом уровне от поколения к поколению. Отсюда, так называемая, толерантность белорусов.