Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
04 Июнь 2024, 10:12:12
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Страниц  : 1 2 4 5 ... 8 Далее»  Все   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Re: История Гродно в лицах  (Прочитано 159056 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Jendrus
Настоящий гродненец
****

Репутация: +55/-1
Offline Offline

Сообщений: 451

Просмотр профиля Email
« Ответ #60 : 21 Июнь 2013, 15:37:24 »

ШАПИ́РО Константин Абба (Ашер бен Элияху; 1839, Гродно, – 1900, Петербург),
еврейский поэт, фотопортретист. Писал на иврите.
Потомок видных раввинов, сын торговца. Шапиро рано увлекся литературой Хаскалы и познакомился с маскилим. Желая вернуть сына в русло ортодоксальной традиции, отец женил его в возрасте 15 лет, однако Шапиро демонстративно шел против воли отца и после очередного конфликта уехал в Белосток, где несколько месяцев жил, давая уроки иврита. Вернувшись в Гродно, учился ремеслу фотографа. Из-за травли, которой его подвергали родственники, перебрался в Вену. В Вене Шапиро оформил развод с женой. Спустя несколько месяцев прибыл в Петербург, не имея права на жительство в столице. Несколько лет жил случайными заработками, чистил снег, убирал улицы, бродяжничал. Шапиро заболел тифом, и русская девушка-швея заботилась о нем; Шапиро женился на ней, для чего крестился.

В середине 1880-х гг. Шапиро устроился на работу в фотоателье в Петербурге, вскоре открыл собственную студию. Впоследствии Шапиро получил должность фотографа Академии художеств; у него делали фотопортреты члены царской семьи, высокопоставленные особы, видные литераторы (в том числе Л. Толстой), богатые евреи. Шапиро разбогател и приобрел известность (см. Фотоискусство).

Неприятие «косности» еврейства сочеталось у Шапиро с глубоким чувством вины за переход в христианство (в быту Шапиро строго придерживался еврейского образа жизни). После погромов 1881–82 гг. Шапиро начал сочувствовать палестинофильству (см. Ховевей Цион) и мечтал уехать в Эрец-Исраэль. В Петербурге Шапиро тесно общался с деятелями еврейской культуры, в том числе с И. Л. Гордоном, публицистом А. Ш. Фридбергом (1838–1902) и другими. Шапиро много жертвовал на организации Ховевей Цион, на бедных еврейских студентов, издания на иврите, в том числе газету «Ха-Иом» И. Л. Кантора. По завещанию Шапиро несколько десятков тысяч рублей отошли Одесскому комитету, а его личная библиотека — И. Хазановичу для последующей пересылки в Иерусалим (ныне хранится в Еврейской национальной и университетской библиотеке).

Первое опубликованное стихотворение Шапиро «Эл мешоререй бат-‘амми» («К поэтам моего народа», 1879) призывает поэтов разбудить спящий народ «железным стихом» и отражает типичные для его творчества раннего периода надежды на просвещение евреев как на единственную возможность избавиться от изоляции и преследований. В стихотворении «Ха-мешорер ха-‘иври» («Ивритский поэт», 1898) Шапиро сетует на равнодушие народа к слову еврейского поэта и воспевает чуткое к поэзии сердце женщины, которая, однако, не может понять иврита. Гимн еврейской женщине характерен для ряда стихов Шапиро, в том числе «Коах лев ишша иврия» («Сила души еврейской женщины», 1899).

Духом национального романтизма проникнуты поэмы «Хезионот бат-‘амми. I» («Видения моего народа», 1884) и «Хезионот бат-‘амми. II» (1896), где впервые в поэзии на иврите сюжеты Аггады сочетаются с лирическими воспоминаниями автора о детстве в черте оседлости (прием, развитый впоследствии С. Фругом в произведениях на русском языке). Шапиро мечтает о возвращении в Эрец-Исраэль. В стихотворении «Биркат нерот» («Благословение субботних свечей», СПб., 1886) поэт воспевает еврейский обряд, а в «Ве-никдаш ба-эш» («Посвящение огнем», 1887) — историческое прошлое евреев. Поэтический цикл «Ширей Иешурун» («Стихи во Израиле», 1887) посвящен бедствиям гонимого народа, сатирическая псевдобиблейская поэма «Сдом» («Содом», 1899) — делу Дрейфуса.

Шапиро, которого болезненно волновали вопросы национальной принадлежности, опубликовал эссе «Тургенев ве-сиппуро “Ха-иехуди”» («Тургенев и его рассказ “Жид”», 1883), защищая русского писателя от обвинений в предвзятом отношении к евреям. Он также принял участие в развернувшейся после погромов дискуссии о том, куда предпочтительнее уезжать еврею из России — в Эрец-Исраэль или в Америку. Серия статей Мордехая бен Хиллела Хакохена в № 39–65 «Ха-Мелиц» за 1885 г., где, в числе прочего, автор упрекал И. Л. Гордона в отсутствии национальных устремлений, побудила Шапиро вступиться за поэта. В памфлете «Лифней ха-паргод» («Перед завесой», «Ха-Мелиц», № 67, 1885; отдельной брошюрой — СПб., 1886) Шапиро обвинил Хакохена в непонимании как поэзии, так и сути еврейского национализма. Памфлет был написан крайне резко и настроил общественное мнение против Шапиро. Следующая статья того же автора спровоцировала второй язвительный памфлет Шапиро «Шевет ле-гав ксилим» («Палка для глупых», СПб., 1885), который «Ха-Мелиц» отказалась печатать. Изданный на средства Шапиро памфлет по его настоянию был разослан подписчикам журнала, и многие из них не возобновили подписку на 1886 г. Шапиро обвинил Ховевей Цион в нечестном распоряжении деньгами. После острой дискуссии в прессе за Шапиро закрепилась репутация неразборчивого в средствах пасквилянта.

Большая часть стихов Шапиро была собрана после смерти поэта Я. Фихманом в книге «Ширим нивхарим» («Избранные стихи», Варшава, 1911)

Добавлено: 21 Июнь 2013, 15:48:46
«Лейб-фотограф русской литературы».
http://www.photographer.ru/resources/names/photographers/191.htm
о нем же
Константин Александрович Шапиро родился в 1840 году в городе Гродно в бедной еврейской семье. Детство и юность прошли в тяжелых материальных условиях. С детства мальчик тянулся к образованию, любил сам сочинять стихи и рисовать. Достигнув юношеского возраста, покинул дом и отправился странствовать по свету пешком. В 1868 году судьба привела его в Вену, которая в то время была «родиной» многих новшеств в фотографии. Здесь в Вене Константин Шапиро овладел самыми передовыми навыками фотографического дела. В конце 1868 — начале 1869 года Шапиро появился в Петербурге с надеждой открыть собственное фотографическое заведение.

Законы и порядки в России того времени были таковы, что юноше еврейской национальности было невозможно открыть собственное дело: ему пришлось принять православие, после чего ему разрешили открыть фотоателье на Невском проспекте. Венские уроки не пропали даром: «Светопись и Живопись К. Шапиро» была отмечена почетным дипломом на Всероссийской Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге за фотографические портреты. Это была первая выставка фотографа. К 1879 году у Константина Шапиро снялась почти вся интеллигенция Петербурга и Москвы, и ему пришла идея (по подобию А. Э. Мюнстера, который издал литографированную галерею деятелей России в 1860 –х годах) выпустить  фотографическую галерею. Газета «Московские ведомости» 13 января и 2-го февраля 1880 года писала: «Портретная галерея Русских литераторов, ученых и артистов, изданная фотографом Шапиро (Спб., Невский проспект№30)». Первый выпуск заключает в себе снятые с натуры, in folio, портреты И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского. Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова (Щедрин) и И.С.Тургенева. Каждый портрет окружен художественно исполненной рамкой, оригиналом для которой послужил бордюр с хранящейся в Императорской Публичной библиотеке челобитной царю Алексею Михайловичу. К каждому портрету приложен лист с краткой биографией на русском и французском языках. Продается в фотографии Шапиро и в Москве у Мамонтова, Готье, Пушкарева (книжный магазин «Свет и Тени»), Глазунова, Аванцо и др. известных книгопродавцев… «Фотографии эти были гораздо больше так называемого кабинетного формата».

На протяжении многих лет фотоателье Шапиро находилось на Невском проспекте дом №30. В конце 1881 — в начале 1882 года ателье переместилось в дом  №32 по Невскому Проспекту (в дом Римско — Католической церкви).

И в это же время на обороте бланка вместе с новым адресом появляется запись “Фотограф Императорской Академии Художеств”. На Всероссийской Художественно — Промышленной выставке 1882 года в Москве К. А. Шапиро выступил с развернутой экспозицией “Портретной галереи”. Вот что о нем писал обозреватель Лев Владимиров 1 июля 1882 года в газете “Московские ведомости”: “ Петербургский фотограф К. А. Шапиро, предпринявший издание “Портретной галереи” русских литераторов, ученых и артистов, в настоящее время поместил на Выставке во второй группе образцы портретов, входящих в состав указанной “П. г.”. Мысль г. Шапиро, несомненно, прекрасная, и нельзя не пожелать дальнейшего успеха его предприятию. Каждый выпуск галереи содержит пять портретов …

Г. Шапиро приступает в настоящее время к другому более дешевому Народному изданию портретов литераторов и ученых, под названием “Русского Пантеона”, в котором будут помещаться фотографические портреты как современных, так и умерших уже известных деятелей наших на поприще литературы и искусства. Для Пантеона уже заготовлено 138 портретов” За свои работы на Художественно- Промышленной выставке 1882 года в Москве Шапиро получил бронзовую медаль. За издание дешевого Народного Пантеона Шапиро был удостоен большой серебряной медали ( высочайшей почетной награды за полезный труд) от Императора Александра 111 в 1883 году.

В 1884 году на обороте бланков фотографа появилось сообщение, что он был участником выставки в Мадриде.

Современники оценили творчество фотографа — художника. Уже в 1884 году в альбоме “Наши знакомые. Фельетонный словарь современников.1000 характеристик” Вл. Михневича одна из страниц (248) была посвящена фотографу: “Шапиро, известный петербургский фотограф, сколько искусный, столько и предприимчивый, — совершил нечто более сверхъестественное, чем библейский Ной. Ной собрал с помощью Божьей в своем ковчеге всех чистых и нечистых тварей. то удивительно, но г. Шапиро, собрав воедино в своей портретной “галерее” всех российских писателей, столь разрозненных всяческою враждою, дал пример несравненно удивительнейший. Вообще, г. Шапиро по праву может титуловаться лейб–фотографом русской литературы и русского искусства.Увековечивает он не только самих деятелей этих профессий, но и их творения, как это показал его замечательный опыт изображения гоголевского Поприщина в исполнении Андреева — Бурлака”.   Предприимчивый фотограф украшал свою витрину портретами известных и популярных людей. В его ателье неоднократно снимался А. П. Чехов со своими друзьями — писателями и актерами. Брат писателя Александр Павлович Чехов, живший в Петербурге, увидев выставленный в витрине фотографа портрет Антона Павловича, раздраженно писал ему: “Шапиро выставил твой портрет. Публика любуется и находит гениальные черты и в глазах, и в носу, и в складках губ и проч. Прислушался раз к восторгам барынь, взвизгивавших у витрины, возмутился, плюнул и ушел…Всякая медаль имеет оборотную сторону: не всегда приятно быть и популярным человеком” (26 апреля 1889 года). В 1896 году — на углу Большой Морской и Невского проспекта №13/12.Однажды в фотографии Шапиро был пожар, где погибло много работ и огромное количество негативов. Это страшное событие нашло отражение в письмах современников. Так известный юрист Анатолий Федорович Кони сообщал А.П.Чехову 24 ноября 1900 года из Петербурга: “Как нарочно — у меня осталась лишь одна карточка (А.П.Коломнина, зятя А.С.Суворина — Т.Ш.), негатив которой погиб при пожаре фотографии Шапиро”.

Умер Константин Александрович Шапиро в Петербурге в 1900 году. О поэтическом наследии К.А.Шапиро подробно написано в еврейской энциклопедии. Фотографическое наследие художника очень богатое и исторически ценное.
Записан
Страниц  : 1 2 4 5 ... 8 Далее»  Все   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2024, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,189 секунд. Запросов: 20.