Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
17 Май 2024, 10:01:54
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Гродненский Форум > Общие вопросы > Благотворительность
(Модераторы: Nataniel, Ягадка А5) > Тема:

Правовые аспекты обеспечения благотворительной деятельности

Страниц  :   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Правовые аспекты обеспечения благотворительной деятельности  (Прочитано 6029 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
рой
Гродненец
**

Репутация: +30/-19
Offline Offline

Сообщений: 77

Просмотр профиля Email
« : 09 Декабрь 2012, 22:57:59 »

Смолянко Ольга
Центр правовой трансформации


ПОЖЕРТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие пожертвования.
Согласно ст. 553 Гражданского кодекса Республики Беларусь пожертвование является разновидностью договора дарения. Ст. 543 кодекса определяет, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Под пожертвованием, в свою очередь, понимается дарение вещи или права в общеполезных целях. Указанный вид дарения отличается от обычного дарения целью, ради которой совершается дар, а также субъектным составом одаряемых  и возможностью обусловить целевое назначение дара. С юридической точки зрения, проблемой представляется отсутствие в белорусском законодательстве понятия «общеполезная цель», что затрудняет выделение договора пожертвования из дарения. На практике в отношении пожертвований используются также термины «безвозмездный взнос», «благотворительный взнос» .
В Налоговом кодексе Республики Беларусь в контексте налогообложения не используется понятие «пожертвование», а вводится более широкое, по сравнению с Гражданским кодексом, понятие «безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги), имущественные права».
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам.
На принятие пожертвований не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Цели использования пожертвования.
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Некоммерческая организация, принимающая пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя – по решению суда.
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением вышеуказанного правила дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Дарение всегда имеет бескорыстный характер для дарителя. В случае пожертвования это означает, например, что общественное объединение не может принимать на себя обязанность выполнить какие-либо услуги (например, рекламные)  или передать в безвозмездное пользование часть своего офиса. Если такой договор будет все же заключен, то денежные средства, полученные от “жертвователя” будут расценены налоговой инспекцией как выручка от оказания рекламных услуг или как внереализационный доход от сдачи помещений в аренду с применением соответствующих санкций за уклонение от уплаты налогов.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь безвозмездно полученные некоммерческими организациями суммы  денежных средств, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права и использованные по целевому назначению не являются внереализационным доходом и, следовательно, не облагаются налогом на прибыль. Важным правилом является то, что указанные денежные средства, иное имущество, товары (работы, услуги), имущественные права, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение не определено  передающей стороной,  они  используются на выполнение задач, определенных уставами некоммерческих организаций, принимающих данные денежные средства, имущество, услуги, имущественные права. Таким образом, законодатель определяет, что пожертвования могут направляться на:
   цели, указанные передающей стороной – жертвователем;
   реализацию уставных задач некоммерческой организации.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если пожертвование идет не на реализацию уставных задач, а, например, на выплату вознаграждений или зарплаты, уплату арендной платы, коммунальных услуги т.п., жертвователь должен выразить свою волю о таком направлении пожертвования. Воля жертвователя может быть выражена любым образом:
   путем указания цели в банковском платежном поручении ;
   путем написания заявления на имя руководящего органа/руководителя некоммерческой организации с указанием цели/ целей пожертвования;
   путем заключения договора пожертвования в письменной форме .

Оформление получения пожертвования.
Договор пожертвования может быть заключен как в устной, так и письменной форме. Однако договор пожертвования движимого имущества должен быть в обязательном порядке совершен в письменной форме, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает более чем в пять раз установленный законодательством размер базовой величины. Договор дарения недвижимого имущества также заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Пожертвования в денежной форме чаще всего предоставляются физическими лицами на открытый некоммерческой организацией банковский счет либо в кассу некоммерческой организации.  
На практике пожертвования денежных средств могут также осуществляться и иными способами: пожертвования через «ящик» (вопросы предоставления и приема в организацию данного вид пожертвования в настоящее время не урегулированы, имеется опасность отнесения данного вида пожертвований к анонимной помощи, которая в свою очередь приравнивается к иностранной безвозмездной помощи), пожертвования через звонок на платный телефон, пожертвования через банковские терминалы и т.п.
Денежные средства, принимаемые наличными денежными средствами некоммерческой организацией в качестве пожертвования от физических лиц, должны быть оприходованы и внесены в кассу организации. Оприходование наличных денег организацией означает документальное оформление приема наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам, другим приходным документам, с использованием кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов в день совершения операции и учинение в этот же день кассиром соответствующих записей в кассовой книге, товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), регистрах бухгалтерского учета, книгах учета на конец рабочего дня (смены) либо показаний денежных оборотов в книге кассира.
Прием наличных денежных средств в кассу организации осуществляется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107
Некоммерческие организации в соответствии с законодательством принимают в кассу наличные деньги по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам либо по ведомостям с приложением приходного кассового ордера на общую сумму принятых наличных денег по ведомости (ведомостям) без составления приходного кассового ордера на каждого вносителя наличных денег. Ведомость выписывается либо оформляется с помощью технических средств с указанием по итогу суммы наличных денег цифрами и прописью. В графе напротив фамилии, собственного имени, отчества (при его наличии) получателя средств цифрами проставляется сумма причитающихся к получению наличных денег.
Подтверждением приема наличных денег являются:
   квитанция к приходному кассовому ордеру формы КО-1, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38 «Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций»;
   другие приходные документы, предусмотренные законодательством.
Некоммерческие организации отражают все поступления и выдачи наличных денег в кассовой книге. Кассовую книгу вправе не вести организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов.
В случае если некоммерческая организация осуществляет прием наличных денежных средств, в штат организации должна быть введена должность «кассир». Если в штате организации нет лица, на которое можно возложить обязанности кассира, эти функции могут быть возложены на другого работника, в том числе на бухгалтера.
Наличные денежные средства, поступившие в кассу организации,  сдаются организацией, открывшей текущий (расчетный) банковский счет, в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком для обслуживания юридических лиц

Некоммерческая организация может получать пожертвования непосредственно на текущий (расчетный) банковский счет либо открытый для этих целей благотворительный счет.
При открытии банковских счетов некоммерческим организациям, планирующим получать на счет пожертвования от физических лиц, рекомендуем узнать о комиссии банка за данную операцию.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь благотворительный банковский счет открывается для целей банковский счет для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований.
Для открытия благотворительного счета в банк некоммерческой организацией представляются следующие документы:
   заявление на открытие благотворительного счета, подписанное лицом, имеющим полномочия на открытие счета, в котором указывается цель (цели) открытия счета с учетом требований законодательства, необходимая сумма (либо указывается, что сумма не определена), порядок распоряжения неиспользованным остатком денежных средств, для включения в последующем в договор благотворительного счета;
   копия устава, заверенная руководителем организации;
   копия свидетельства о государственной регистрации заверенная руководителем организации;
   карточка с образцами подписей и оттиска печати (свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати организации на карточке может осуществляться уполномоченным работником банка в присутствии этих лиц).





Добавлено: [time]Sun Dec  9 19:58:44 2012[/time]
БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ (СПОНСОРСКАЯ) ПОМОЩЬ

Понятие безвозмездная (спонсорская) помощь
Исходя из норм Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О безвозмездной (спонсорской) помощи», можно вывести следующую дефиницию безвозмездной (спонсорской) помощи – это безвозмездная безвозвратная помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь белорусским организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предоставляемая им на основе добровольности в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.
К безвозмездной (спонсорской) помощи (далее по тексту безвозмездной помощи) не относится:
   предоставление организациями и индивидуальными предпринимателями денежных средств, иного имущества, имущественных прав в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам; трудовым и иным законодательством – своим работникам (членам их семей), в том числе бывшим и ушедшим на пенсию, членам их семей в случае смерти этих работников; избирательным законодательством – комиссиям по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата;
   предоставление профессиональными союзами, объединениями таких союзов, другими общественными объединениями (за исключением политических партий), республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами названных организаций в соответствии с учредительными документами, заключенными коллективными договорами (соглашениями) денежных средств, иного имущества, имущественных прав членам указанных организаций, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека;
   передача основных средств от одной государственной организации другой, осуществляемая в порядке, установленном актами законодательства;
   выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов;
   передача имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов, в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, регулирующими порядок приобретения таких имущественных прав и распоряжения ими;
   передача основных средств между организациями, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, если такая передача не предусматривает переход (не связана с переходом) права собственности на такие средства.
Не является безвозмездной помощью предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями некоммерческим организациям в безвозмездное пользование помещений и иного имущества, а также беспроцентного займа, в связи с тем, что условием безвозмездной помощи является ее безвозвратность.
Безвозмездную помощь можно отнести к пожертвованиям лишь условно, так как, не смотря на наличие многих общих черт между договорами  безвозмездной помощи и пожертвования (дарения), понятие последнего по своему  правовому  содержанию  гораздо  шире,  чем  понятие договора пожертвования (дарения).  
Объектом договора безвозмездной помощи являются не только вещи, имущественные права и освобождение от имущественной обязанности, как это предусмотрено в отношении объекта договора дарения, но и работы, услуги.  Таким образом, в отличие от пожертвования (дарения) к безвозмездной помощи относится и, например, безвозмездное оказание услуг и т.д. Кроме того, Гражданский кодекс запрещает дарение между коммерческими организациями, указ «О безвозмездной (спонсорской) помощи» не вводит ограничений по субъектам, которым может оказываться безвозмездная помощь.
В связи с тем, что в Налоговом кодексе в контексте освобождения от уплаты налога на прибыль используется широкая формулировка  «безвозмездно полученные денежные средства, товары (работы, услуги), имущественные права» она распространяется как на пожертвования, полученные некоммерческой организаций от белорусских граждан, так  и на безвозмездную помощь, полученную некоммерческими организациями от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Цели предоставления безвозмездной помощи.
Указом установлен перечень целей, исключительно в рамках которых может быть предоставлена и использована безвозмездная помощь :
   создания и укрепления материально-технической базы;
   приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
   поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
   охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
   приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
   проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома;
   выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
   поддержки организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
   поддержки зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
   ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
   проведения научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
   развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
Безвозмездная помощь, независимо от ее размера, может предоставляться в иных целях исключительно по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия, в другом случае ее предоставление и использование запрещено.
Предоставление и использование безвозмездной помощи запрещается также:
   для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а также для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения;
   должностными лицами организаций – получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.

Предоставление безвозмездной помощи государственными органами
Безвозмездная помощь предоставляется:
   Советом Республики, Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Администрацией Президента Республики Беларусь, Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Национальной академией наук Беларуси, Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, Управлением делами Президента Республики Беларусь, иными государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, – с согласия Президента;
   государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, – с согласия Правительства Республики Беларусь;
   государственными организациями, подчиненными органам и организациям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или входящими в их состав (систему), кроме названных в абзаце пятом настоящего пункта, – с согласия руководителей этих органов и организаций;
   областными, Минским городским, районными (городскими) судами – с согласия Министерства юстиции;
   государственными организациями, подчиненными местным исполнительным и распорядительным органам, – с согласия председателей этих органов.
Совокупный размер безвозмездной помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями в течение календарного года, не может превышать одного процента от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Оказание безвозмездной помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается.
Должностными, согласующими предоставление безвозмездной помощи, может быть принято решение об оказании государственным органом, иной государственной организацией такой помощи в большем размере.
Организации, в уставных фондах которых свыше 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, предоставляют безвозмездную помощь с согласия руководителей соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями).

Предоставление безвозмездной помощи
При предоставлении безвозмездной помощи в обязательном порядке заключается письменный договор, в котором указываются:
   организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную помощь, получатель такой помощи;
   размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной помощи ;
   цель предоставления безвозмездной помощи;
   виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной помощи;
   порядок представления получателем безвозмездной помощи (за исключением получателей – физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;
   иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований актов законодательства.
Примерная форма договора предоставления безвозмездной помощи утверждена Советом Министров Республики Беларусь.
Договор предоставления безвозмездной помощи, подлежащий согласованию, считается заключенным с момента его согласования, другие договоры предоставления такой помощи – с момента их подписания.
Некоммерческие организации, принимающие безвозмездную помощь, представляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с заключенным договором предоставления безвозмездной помощи.
Получатели должны вести учет всех операций по использованию полученной безвозмездной помощи.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи . Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается. Исключение из данного правила составляет оказание безвозмездной помощи спортивным организациям. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2011 г. № 497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» юридические лица и индивидуальные предприниматели при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи спортивным организациям по перечню, определенному указом, в виде денежных средств вправе не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены этими организациями (выполнены, оказаны для них) на эти средства.
Юридические лица, предоставляющие безвозмездную помощь, обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной помощи.
Юридические лица, оказывающие помощь некоммерческим организациям, практически не пользуются никакими льготами при налогообложении, исключение составляет оказание помощи лишь некоторым спортивным, культурным организациям и объединениям инвалидов .

Ответственность за нарушение законодательства о безвозмездной помощи
Требование должностным лицом предоставления безвозмездной помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Требование должностным лицом предоставления безвозмездной помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.
В соответствии со ст. 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
1. Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.
2. Использование безвозмездной помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин.
3. Использование безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя – от ста до ста пятидесяти базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости.
4. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от ста до ста пятидесяти базовых величин.

Возможность отмены Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О безвозмездной (спонсорской) помощи».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 «Об утверждении мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4» в рамках реализации положений данной директивы указано - признание утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в целях расширения благотворительной деятельности с сохранением (при необходимости) регулирования со стороны Совета Министров Республики Беларусь в отношении государственных организаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи. Ответственными исполнителями по данной работе назначены Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство культуры Республики Беларусь.  
По данному плану указ должен был быть признан утратившим силу в III квартале 2011 г., однако он до сих пор продолжает действовать и никаких серьезных предпосылок его отмены в ближайшее время не видится.




Добавлено: [time]Sun Dec  9 20:59:35 2012[/time]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Основные термины, используемые в законодательстве о международной технической помощи.
Международная техническая помощь – один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений;
Проект (программа) международной технической помощи – документ, предусматривающий комплекс согласованных организационно-технических мероприятий, объединенных общей целью и обеспеченных частично или полностью за счет предоставления донорами международной технической помощи денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг;
Доноры международной технической помощи – иностранное государство (его административно-территориальная единица), международная организация, их представительства либо уполномоченные этими государством и организацией субъекты права, предоставляющие международную техническую помощь.
Получатель международной технической помощи – Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица в лице государственных органов, юридические лица и граждане Республики Беларусь, которые получают международную техническую помощь или в пользу которых реализуются проекты (программы) международной технической помощи.
Поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи – юридическое или физическое лицо, поставляющее, передающее (выполняющее, оказывающее) товары (работы, услуги) получателю международной технической помощи для реализации проекта (программы) международной технической помощи.
Мини-проект международной технической помощи – проект международной технической помощи со сроком реализации не более одного года и суммарным объемом предоставляемых для его реализации денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнения работ, оказания услуг не более 3 тыс. базовых величин.
Метод национального исполнения проекта (программы) международной технической помощи – реализация проекта (программы) международной технической помощи в Республике Беларусь с условием, что денежные средства, предназначенные для его (ее) реализации, в полном объеме перечисляются на расчетный счет получателя (получателей) международной технической помощи, реализующего (реализующих) этот проект (программу), а товары и иное имущество, предназначенные для такого проекта (программы), передаются в собственность получателя (получателей) международной технической помощи (собственность государства и хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи).

Цели использования
Международная техническая помощь может быть предоставлена и использована в целях:
-оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях;
- охране окружающей среды;
- ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- развития инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.
Международная техническая помощь не может использоваться для:
- осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством;
- подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения других форм политической агитационно-массовой работы среди населения.

Одобрение и регистрация проектов (программ) международной технической помощи
До начала осуществления проектов (программ) международной технической помощи получатели такой помощи должны представить в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь данные проекты (программы), а также перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для их реализации, последние могут быть направлены и поставщиками товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи.
Одобрение представленных получателями международной технической помощи в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь проектов (программ) международной технической помощи осуществляется решениями Совета Министров Республики Беларусь, за исключением мини-проектов международной технической помощи и проектов (программ) международной технической помощи, реализуемых методом национального исполнения, по которым решения об одобрении принимает указанная Комиссия.
Получателями международной технической помощи  при организации семинаров, конференций, иных общественных обсуждений должна быть представлена в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и информация об организации и (или) проведении семинаров, конференций, иных общественных обсуждений в рамках международной технической помощи.
Таким образом, проекты (программы) международной технической помощи должны быть одобрены Советом Министров либо решением Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь в случае, если:
проекты (программы) международной технической помощи, реализуются методом национального исполнения;
являются мини-проектами международной технической помощи;
Комиссией по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь должны быть одобрены также перечни товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) международной технической помощи.
Реализация проектов (программ) международной технической помощи на территории Республики Беларусь допускается только после их регистрации в Министерстве экономики.
Подготовку заключения о соответствии проектов (программ) международной технической помощи, подготовленных иностранными государствами или их административно-территориальными единицами, национальным интересам Республики Беларусь осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Разработка проекта национальной программы международного технического сотрудничества осуществляется Министерством экономики на основании предложений заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных органов и организаций, а также юридических лиц Республики Беларусь на базе программы социально-экономического развития Республики Беларусь, а также других государственных программ.

Одобрение проектов (программ) Комиссией по вопросам международного технического сотрудничества при Совете министров Республики Беларусь.
Получатели международной технической помощи по проектам (программам), одобряемым решениями Комиссии, для принятия такого решения направляют в Министерство экономики:
   заявление о регистрации проекта (программы), составленное по форме, установленной Министерством экономики;
   оригинал или заверенную в установленном порядке копию проекта (программы), а также перевод оригинала на белорусский или русский язык;
   характеристику проекта (программы) по установленной Министерством экономики форме в четырех экземплярах;
   перечень товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проекта (программы), в четырех экземплярах.
Получатели международной технической помощи по проектам (программам), реализуемым методом национального исполнения, представляют также копию договора на открытие расчетного счета для размещения и использования средств проекта (программы).
Не принимаются к рассмотрению и подлежат возврату в пятидневный срок с даты поступления внесшим их лицам проекты (программы):
   в случае представления не полного перечня документов;
   реализация которых не осуществляется методом национального исполнения, не являющиеся мини-проектами.
Критерием отнесения проекта (программы) к проекту (программе), реализуемому методом национального исполнения, являются установленные проектом (программой) обязательства по перечислению денежных средств, предназначенных для реализации проекта (программы), в полном объеме на расчетный счет получателя международной технической помощи.
В случае, если для реализации проекта (программы) предполагается внесение неденежного вклада в виде товаров и иного имущества, то проект (программа) должен содержать обязательства по передаче такого имущества в собственность получателя (получателей) проекта (программы) (собственность государства, хозяйственное ведение, оперативное управление государственной организации, являющейся получателем такой помощи).
Критерием отнесения проекта к мини-проекту являются установленные проектом обязательства по его реализации в срок, не превышающий одного года.
Суммарный объем предоставляемых для реализации мини-проекта денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг не должен превышать 3 тыс. базовых величин на дату его принятия к рассмотрению.
При расчете суммарного объема предоставляемых для реализации мини-проекта денежных средств в иностранной валюте используется официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату его принятия к рассмотрению.
До вынесения на одобрение Комиссии Министерство экономики в месячный срок со дня принятия к рассмотрению проекта (программы) обеспечивает:
1) получение заключения:
Министерства иностранных дел о соответствии национальным интересам Республики Беларусь проектов (программ), финансируемых иностранными государствами или их административно-территориальными единицами;
республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определенных в качестве головных по сотрудничеству с международными организациями, о соответствии национальным интересам Республики Беларусь проектов (программ), финансируемых данными организациями;
2) согласование проекта (программы) с Министерством иностранных дел и Комитетом государственной безопасности, а также с иными республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам, относящимся к их компетенции;
3) внесение проекта (программы) в Комиссию для рассмотрения и одобрения.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пятидневный срок с даты получения направленных в их адрес Министерством экономики на согласование и (или) для подготовки заключения о соответствии национальным интересам проектов (программ) согласовывают их и (или) представляют заключения о соответствии национальным интересам. При отрицательном заключении проект (программа) в пятидневный срок с даты получения такого заключения направляется получателю проекта (программы) в оригинале.
При наличии в ходе согласования проекта (программы) замечаний и предложений по нему проект (программа) в пятидневный срок с даты его получения направляется получателю в оригинале для доработки.
Решение об одобрении Комиссией проектов (программ), реализуемых методом национального исполнения, и мини-проектов оформляется записью в протоколе ее заседания.

Одобрение проектов (программ) Советом Министров Республики Беларусь
Негосударственные организации - получатели международной технической помощи по проектам (программам), одобряемым постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, представляют в облисполкомы и Минский горисполком по месту их государственной регистрации или территориального расположения предложения по подготовке проекта постановления Совета Министров. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают подготовку проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по данному вопросу и в установленном в настоящем пункте порядке представляют его вместе с проектом (программой) в Комиссию для рассмотрения.
Проект (программа) после поступления в Комиссию рассматривается на ее очередном заседании. Решение рекомендовать проект (программу) к одобрению Советом Министров Республики Беларусь оформляется записью в протоколе заседания.
Рассмотрение Советом Министров Республики Беларусь проектов постановлений по одобрению проектов (программ) осуществляется в общем порядке, определенном Регламентом Совета Министров Республики Беларусь.

Отказ в одобрении проекта (программы), отказ в рекомендации к одобрению
В случае, если Комиссией принято решение об отказе в одобрении либо отказе в рекомендации к одобрению проекта (программы), Министерство экономики информирует получателя международной технической помощи о принятом Комиссией решении в десятидневный срок со дня получения данным Министерством такого решения и возвращает в оригинале проект (программу).
Отказ в одобрении либо в рекомендации к одобрению проекта (программы) принимается Комиссией в случае:
   нарушения требований Регламента Совета Министров Республики Беларусь;
   выявления в процессе рассмотрения несоответствия проекта (программы) критериям отнесения к проекту (программе), реализуемому методом национального исполнения, либо к мини-проекту;
   наличия в проекте (программе) положений, обязательств, противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Одобрение перечня товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ)
Перечень товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проектов (программ) является документом, подтверждающим отнесение товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг к товарам (имуществу, в том числе денежным средствам), работам и услугам, предоставляемым для осуществления проектов (программ).
Перечень вносится получателем международной технической помощи и (или) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) на одобрение Комиссии по его выбору:
   одновременно с документами, направляемыми для одобрения проекта (программы);
   в ходе реализации проекта (программы);
   не позднее сорока дней с даты истечения срока реализации проекта (программы), на который он зарегистрирован.
Основанием для принятия к рассмотрению и одобрению Комиссией перечня является официальное обращение получателей международной технической помощи и (или) поставщиков товаров (работ, услуг) проекта (программы) в Министерство экономики (составленное в произвольной форме) с представлением следующих документов:
   перечня по установленной Министерством экономики форме в четырех экземплярах;
   копии документа о присвоении получателю международной технической помощи и (или) поставщику товаров (работ, услуг) проекта (программы) учетного номера плательщика;
   при наличии документов, подтверждающих поставку товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, – оригинала и копии акта передачи, товаросопроводительных документов, договора (контракта) на получение денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнение работ, оказание услуг в рамках проекта (программы). В случае, если перечень вносится после регистрации проекта (программы), акт передачи, товаросопроводительные документы, договор (контракт) должны содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу).
Копии документов заверяются в установленном порядке получателем международной технической помощи и (или) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы), а в случае, если получатели являются гражданами Республики Беларусь, – подписью, заверенной в нотариальном порядке. Ответственность за достоверность представленных документов и указанных в них сведений несет получатель международной технической помощи и (или) поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы).
Экспертиза перечня осуществляется рабочей группой, включающей специалистов республиканских органов государственного управления, представители которых входят в состав Комиссии. Рабочая группа осуществляет экспертизу соответствия перечня целям и задачам проекта (программы) не позднее двадцати дней со дня представления документов в Министерство экономики с привлечением при необходимости специалистов иных республиканских органов государственного управления, представители которых не входят в состав Комиссии.
При наличии принципиальных различий между назначением товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, включенных в перечень, и целями и задачами проекта (программы) Министерство экономики вправе письменно запросить у получателей международной технической помощи и (или) поставщиков товаров (работ, услуг) проекта (программы) дополнительные обоснования соответствия перечня целям и задачам этого проекта (программы) с продлением сроков внесения на рассмотрение Комиссии до представления таких документов в Министерство экономики.
На основании решений Комиссии об одобрении перечня Министерство экономики представляет в Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет подтверждения по перечню в виде копии решения Комиссии и одного экземпляра перечня. Министерство экономики выдает получателю международной технической помощи и (или) поставщику товаров (работ, услуг) проекта (программы) выписку из решения Комиссии и один экземпляр перечня со штампом Министерства экономики и подписью секретаря Комиссии, которые хранятся у получателя и (или) поставщика.
Отказ в одобрении перечня принимается Комиссией в случае несоответствия информации, содержащейся в нем, целям и задачам проекта (программы).
В одобренный Комиссией перечень допускается внесение изменений и дополнений в наименования товаров (работ, услуг), их физический и денежный объем без изменения общего денежного объема одобренного перечня, целей и задач, определенных проектом (программой).
Внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном для их одобрения.

Подтверждение поставки товаров (работ, услуг) для выполнения проектов (программ), оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), представляемых (выполняемых, оказываемых) за счет средств международной технической помощи.
Закупка товаров (работ, услуг) осуществляется получателем с использованием процедур, определенных проектом (программой).
Поставщики товаров (работ, услуг) представляют в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет документы, подтверждающие поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для осуществления проекта (программы):
   копию договора (контракта) с получателем международной технической помощи на поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг). Договор (контракт) должен содержать ссылку на зарегистрированный в установленном порядке проект (программу), заключаться на основе цены без налога на добавленную стоимость;
   заверенные получателем международной технической помощи копии перечня и зарегистрированного Министерством экономики проекта (программы).

Регистрация проектов (программ) международной технической помощи, изменений и/или дополнений в проекты (программы)
Регистрация проектов (программ) осуществляется Министерством экономики на основании заявлений по установленной форме.
В процессе реализации проекта (программы) допускается внесение изменений и (или) дополнений в проект (программу).
Регистрация вносимых изменений и (или) дополнений осуществляется Министерством экономики при условии сохранения целей и задач проекта (программы), а также изменения суммарного объема финансирования в размере, не превышающем 25 процентов от ранее зарегистрированного объема.
В иных случаях одобрение и регистрация вносимых изменений и дополнений осуществляются в порядке, аналогичном установленному для одобрения и регистрации проектов (программ).
Для регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в проект (программу), его получатель представляет в 10-дневный срок со дня оформления изменений и (или) дополнений в Министерство экономики:
   заявление о регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в одобренный Комиссией проект (программу);
   характеристику проекта (программы), отражающую вносимые в проект (программу) изменения и (или) дополнения, в четырех экземплярах;
   документы, подтверждающие согласие донора (доноров) на внесение изменений и (или) дополнений в проект (программу).
Регистрация вносимых изменений и (или) дополнений осуществляется Министерством экономики в пятидневный срок с даты поступления документов.

Аннулирование регистрации проекта (программы) международной технической помощи
Комиссия принимает решение об аннулировании регистрации проекта (программы) по представлению уполномоченных органов с даты установления этими органами фактов:
   несоблюдения получателем международной технической помощи метода национального исполнения для проектов, зарегистрированных как проекты (программы), реализуемые названным методом;
   предоставления получателем международной технической помощи контролирующим органам недостоверной и (или) неполной информации о ходе реализации проекта (программы);
   несвоевременности представления отчетов о ходе реализации проекта (программы);
   нецелевого использования средств международной технической помощи.
Решение Комиссии об аннулировании регистрации проекта (программы) доводится Министерством экономики до получателей международной технической помощи, Министерства по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета в пятидневный срок с даты получения такого решения в виде выписки из протокола заседания Комиссии.

Налогообложение проектов (программ) международной технической помощи
В случае если проект (программа) международной технической помощи пройдет все необходимые стадии одобрения и регистрации, то объектом налогообложения в рамках международной технической помощи не будут признаны:
товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве международной технической помощи, - по налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам;
   денежные средства, в том числе в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным  активам), полученные в качестве международной технической помощи, - по налогу на прибыль;
   обороты по реализации товаров (работ, услуг), приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь для осуществления международной технической помощи, - по налогу на добавленную стоимость, отчислениям и сборам, взимаемым с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, местным налогам и сборам;
   имущество, приобретенное за счет или полученное в виде международной технической помощи для непосредственного осуществления такой помощи, - по налогу на недвижимость на срок его использования в данных целях;
   доходы, получаемые физическими лицами из средств международной технической помощи, - по подоходному налогу с физических лиц.
Необходимо также отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. №460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь", если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Указе, то применяются правила международных договоров. Таким образом, из норм законодательства вытекает, что в случае, если в международном договоре установлены дополнительные налоговые льготы для получателей международной технической помощи, то такие льготы также должны распространяться на получателей технической помощи.
При нецелевом использовании международной технической помощи действие положения об освобождении от уплаты налогов не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательство.
Для применения освобождения от налогообложения поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет документы, подтверждающие поставку, передачу (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) для осуществления проекта (программы) международной технической помощи;

Оценка реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности.
Оценка производится в форме ежегодной оценки и комплексной экспертизы хода реализации проектов (программ) международной технической помощи (далее – комплексная экспертиза).
Ежегодная оценка проектов международной технической помощи проводится Министерством экономики, представляется на рассмотрение Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь и является основой для подготовки ежегодного сводного доклада Президенту Республики Беларусь о ходе реализации проектов (программ) международной технической помощи и их эффективности.
В целях проведения оценки в Министерство экономики представляется информация до 25 января года, следующего за отчетным:
Государственным таможенным комитетом – о размере таможенных льгот, предоставленных по проектам (программам) международной технической помощи;
Министерством по налогам и сборам – о размере налоговых льгот, предоставленных по проектам (программам).
Получатели международной технической помощи ежегодно не позднее 15 июля и 15 января, а по завершенным проектам (программам) международной технической помощи – в срок не позднее 30 дней с даты их окончания представляют в Министерство экономики отчеты о ходе реализации этих проектов (программ) по установленной форме.
Комплексная экспертиза осуществляется в случаях:
   принятия решения о ее проведении Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь;
   принятия решения о необходимости ее проведения Комиссией по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь;
   превышения ежегодной стоимости реализации проекта (программы) международной технической помощи суммы, эквивалентной 100 тыс. долларов США;
   прямого софинансирования проекта (программы) международной технической помощи, источником которого являются республиканский и местные бюджеты, инновационные фонды республиканских органов государственного управления, собственные средства юридических лиц, основанных на государственной форме собственности.
Комплексная экспертиза осуществляется создаваемыми на основании решений Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь экспертными группами из числа уполномоченных специалистов получателя проекта (программы) международной технической помощи, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, представивших заключение о соответствии проекта (программы) международной технической помощи национальным интересам Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, представители которых входят в состав Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь.
При необходимости в состав экспертной группы могут быть включены специалисты донора проекта (программы) международной технической помощи и других заинтересованных.
Представитель получателя проекта (программы) международной технической помощи обеспечивает подготовку материалов для рассмотрения.
Комиссия по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь рассматривает необходимость проведения комплексной экспертизы:
   при неоднократном нарушении сроков представления в Министерство экономики или Координационное бюро отчетов по реализации проектов (программ) международной технической помощи;
   при установлении уполномоченными государственными органами нецелевого использования международной технической помощи и поступлении соответствующего представления в Министерство экономики;
   при представлении получателем или донором проекта (программы) международной технической помощи заявки о необходимости проведения комплексной экспертизы;
   при признании регистрации проекта (программы) международной технической помощи недействительной.
Для проведения комплексной экспертизы получатель проекта (программы) международной технической помощи представляет экспертной группе следующие документы:
   оригинал или заверенную в установленном порядке копию проекта (программы) международной технической помощи с постановкой на первом листе штампа с указанием даты и номера регистрации в Министерстве экономики, а в случае внесения изменений или дополнений – надлежащим образом зарегистрированные изменения или дополнения проекта (программы) международной технической помощи;
   полугодовые отчеты о ходе реализации названных проектов (программ), подготовленные по установленной форме;
   документы, подтверждающие обязательства по выделению национального софинансирования для проекта (программы) международной технической помощи, а также документы, подтверждающие выполнение таких обязательств;
   выписки из решений Комиссии по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь, подписанные заместителем председателя указанной Комиссии, и один экземпляр перечня с печатью и подписью секретаря этой Комиссии об одобрении перечней товаров (имущества, в том числе денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации проекта (программы) международной технической помощи;
   оригиналы и копии актов передачи, договоров (контрактов) на получение денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), выполнение работ, оказание услуг в рамках проекта (программы) международной технической помощи.
Получатели проектов (программ) международной технической помощи несут ответственность за достоверность представленной к рассмотрению экспертной группы информации и документации, а также ее комплектность.
Комплексная экспертиза осуществляется в течение 30 дней после создания экспертной группы.
В случае необходимости экспертная группа имеет право запрашивать у получателя проекта (программы) дополнительную информацию и документацию, необходимую для проведения комплексной экспертизы.
Комиссией по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров Республики Беларусь по представлению получателя проекта (программы) международной технической помощи, согласованного с Министерством экономики, может быть принято решение о замещении комплексной экспертизы независимой экспертизой, проведенной по проекту (программе) международной технической помощи. При этом организационные вопросы и затраты, связанные с проведением независимой экспертизы, возлагаются на получателя или донора проекта (программы). Получатель международной технической помощи представляет заключение независимой экспертизы в Комиссию по вопросам международной технической помощи при Совете Министров Республики Беларусь.
По результатам комплексной экспертизы экспертной группой оформляется заключение, которое представляется в Комиссию по вопросам международной технической помощи при Совете Министров Республики Беларусь.
В случае выявления в ходе комплексной экспертизы нарушений реализации проекта, повлекших невыполнение целей, задач, комплекса согласованных организационно-технических мероприятий проекта (программы) международной технической помощи, экспертная группа отражает в своем заключении предложения по устранению выявленных нарушений либо о необходимости признания регистрации проекта (программы) международной технической помощи недействительной.


Добавлено: [time]Sun Dec  9 22:02:52 2012[/time]
Сектор права
Политика ограничений себя исчерпала

№ 46 (1030) 3-9 декабря 2012 г.

    A +/-

Ольга СМОЛЯНКО, директор Центра правовой трансформации
Спонсорская помощь стала неподъемной.

Спонсорская помощь стала неподъемной.
Корректировка законодательства о безвозмездной (спонсорской) помощи предусматривалась еще в III квартале 2011 года. Однако до сих пор она не осуществлена.

В настоящее время порядок предоставления помощи белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулирует принятый 1.07.2005 г. Указ президента РБ № 300 "О безвозмездной (спонсорской) помощи".

Широкую известность документ получил с момента принятия, так как существенно сократил количество субъектов хозяйствования, имеющих право оказывать безвозмездную помощь, равно как и круг субъектов, имеющих возможность такую помощь получать.

В принципе, основной целью указа был контроль за оказанием безвозмездной помощи государственными предприятиями. Но одновременно с этим документ затруднил ее оказание всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целом. Произошло это в первую очередь из-за трех содержащихся в указе положений.

Целевое использование.

В первую очередь негативное воздействие оказали закрытый перечень целей предоставления безвозмездной помощи и отнесение вопроса предоставления помощи в иных целях к компетенции самого президента. Закрепление целей, в рамках которых может оказываться безвозмездная помощь, сузило возможности коммерческого сектора по оказанию поддержки некоммерческим организациям и их целевым группам.

Например, в нем нет таких актуальных и важных тем, как охрана окружающей среды, гендерное равенство, защита прав человека, образование, развитие IT-технологий и многих других социально значимых целей.

Более того, что касается образования, указ содержит перекочевавшую из законодательства об иностранной безвозмездной помощи неконкретную норму, запрещающую предоставление безвозмездной помощи на проведение семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения. Кроме того, отнесение либо неотнесение осуществляемой деятельности к установленным в указе целям является субъективным выбором сначала лиц, оказывающих и получающих помощь, а потом контролирующих органов - и эти трактовки далеко не всегда совпадают.

Затруднительная конкретизация.

Второе важное положение, отталкивающее потенциальных жертвователей от финансирования социально значимых некоммерческих проектов, заключается в обязательном определении в договоре видов товаров, работ и (или) услуг, которые будут приобретены на денежные средства получателями помощи. Причем вид товаров (работ, услуг) согласно указу определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную помощь. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается.

Понятно, что такое положение существенно затрудняет свободное использование безвозмездной помощи. Усмотрев проблемы в наличии такого положения, законодатель из данного правила сделал исключение для спортивных организаций. В соответствии с Указом президента РБ от 3.11.2011 г. №  497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" юридические лица и индивидуальные предприниматели при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств спортивным организациям по перечню, определенному указом, вправе не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены этими организациями (выполнены, оказаны для них) на эти средства.

Однако иные некоммерческие организации по-прежнему вынуждены при получении денежных пожертвований заранее определять в договоре товары и услуги, на оплату которых будут расходоваться средства.

Третье положение, ограничивающее деятельность жертвователей, заключается в необходимости предоставления юридическими лицами государственной статистической отчетности об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи.

Понятно, что при практически полном отсутствии налоговых льгот для юридических лиц, оказывающих помощь (льготы предоставляются только при оказании помощи лишь некоторым объединениям инвалидов, спортивным и культурным организациям, в остальных случаях помощь оказывается из чистой прибыли), наличие дополнительных действий по предоставлению статистической отчетности делает процесс оказания безвозмездной помощи еще более непривлекательным для жертвователя.

Неадекватная ответственность.

Кроме того, вслед за появлением Указа президента РБ "О безвозмездной (спонсорской) помощи" были внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 23.84 КоАП, предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ, а на индивидуального предпринимателя - от 20 до 50 БВ. Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 БВ и т. д.

Очевидно, что сочетание столь серьезных ограничений и столь суровой ответственности ни в коей мере не стимулирует развития благотворительности в стране. Многие состоятельные бизнесмены-меценаты склонны делать пожертвования наличными средствами, как физические лица, но не связываться с утомительными и чреватыми нарушениями процедурами оказания корпоративной помощи.

Сроки истекли, но указ действует.

Неразумность такой ситуации довольно скоро стала очевидной и для законодателя. Поэтому, когда 28 февраля 2011 г. было принято совместное постановление Совмина и Нацбанка РБ № 251/6 "Об утверждении мероприятий по реализации положений Директивы президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №  4", это показалось долгожданной победой здравого смысла над стремлением чиновников контролировать любые, даже незначительные денежные потоки.

Данным постановлением были предусмотрены меры по признанию утратившими силу и изменению ряда нормативных актов. Большинство из этих законодательных изменений уже осуществлены.

Среди актов, подлежащих отмене, упоминался и Указ № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи". В постановлении поясняется, что признание утратившим силу данного указа необходимо в целях расширения благотворительной деятельности. При этом предусматривается возможность сохранения регулирования со стороны правительства в отношении государственных организаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи. Ответственными за признание утратившим силу указа были назначены Министерство культуры, Минфин и Минэкономики, срок исполнения истекал в III квартале 2011 года. Однако и по прошествии более года после установленных сроков указ о безвозмездной помощи до сих пор действует.

Все еще на стадии проекта.

Центр правовой трансформации, обеспокоенный сложившейся ситуацией, направил в ответственные министерства запросы относительно сроков отмены Указа № 300 и связанных с этим изменениями в законодательстве.

Ответ по существу поступил от Минэкономики, в котором сообщалось, что данным министерством на протяжении II квартала 2011 г. - III квартала 2012 года делались попытки реализовать положения постановления. По информации министерства, Указ № 300 входил в перечень указов, содержащихся в проекте Указа президента РБ "О признании утратившими силу некоторых указов президента Республики Беларусь и отдельных положений указов президента Республики Беларусь". Названный проект 30 декабря 2011 г. вносился на рассмотрение в Совмин. Однако был возвращен для согласования и устранения замечаний заинтересованными государственными органами.

В дальнейшем Минэкономики подготовило отдельный проект указа президента РБ "О внесении изменений и дополнений в Указ президента Республики от 1 июля 2005 г. № 300". Данный проект, доработанный с учетом мнения государственных органов и предпринимательских союзов, дважды - 20 февраля и 30 марта 2012 г. - вносился на рассмотрение правительства, а затем за подписью премьер-министра был направлен в Администрацию президента.

Из письма Министерства экономики следует, что проект был направлен оттуда с замечаниями, доработан Минэкономики, и на сегодняшний день в Совмин направлены предложения о дальнейшей работе.

Таким образом, работа над изменением указа хоть и медленно, но идет. Однако остается непонятным, в какие сроки она будет завершена и будут ли в новой редакции указа учтены мнения и потребности не только государственных органов и некоторых предпринимательских объединений, но и наиболее заинтересованных получателей помощи.

Можно предполагать, что ослабление описанных выше ограничений даст мощный толчок развитию корпоративных пожертвований и будет благоприятствовать развитию благотворительности в белорусской предпринимательской среде.
« Последнее редактирование: 22 Январь 2013, 02:11:04 от Ягодка Опять » Записан
Пользователь Нокиа
Новенький


Репутация: +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 4

Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 22 Январь 2013, 01:57:29 »

могу ли подарить  детскому дому старый телефон, если куплю себе новый?
Записан
Страниц  :   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2024, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,169 секунд. Запросов: 21.