Гродненский Форум

Наш Город! => История Гродно и Гродненщины => Тема начата: ParovozIS от 16 Сентябрь 2007, 01:24:45



Название: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: ParovozIS от 16 Сентябрь 2007, 01:24:45
Возможно, не все знают, что на территории современной Гродненской области находилось около 34 узкоколейных железных дорог, построенных до революции и после революции (немцами, поляками и "советами"). Из них на сегодняшний день сохранилось не четырёх. Я разыскиваю информацию об узкоколеёках Гродненщины (а также Беларуси в целом) в дополнение к тому, что у меня уже есть (http://narrow.parovoz.com/BYHR.php). Буду благодарен за любую помощь!


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: Porudchik от 19 Октябрь 2007, 18:05:11
Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: Milaman от 19 Октябрь 2007, 19:41:03
Вертелишки - Озёры - Лубенец
Торфовозная. Длина 28 км.
Торфобрикетный завод основан 1.I.1956

Я как раз катался по сему пути, когда еще мой дед там работал...прикольный маршрут :)

Сорри, но помочь по этой теме не могу :(


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: Клевый у меня ник? от 19 Октябрь 2007, 21:33:58
Как ехать на Минск, после поворота на Минойты, вроде где тоже какой-то торфяный карьер, там вроде узкоколейка была.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: ParovozIS от 20 Октябрь 2007, 01:59:17
Цитировать
Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.
Можно поточнее, где это? Может, это узкоколейка от Вертелишек и есть?


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: Milaman от 24 Октябрь 2007, 16:29:49
Цитировать
Цитировать
Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.
Можно поточнее, где это? Может, это узкоколейка от Вертелишек и есть?

по ходу она и есть )


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: SergeiALL от 30 Октябрь 2007, 17:33:10
По Беловежской пуще было столько узколеек при панах и при немцах лес вывозили по ней.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: ParovozIS от 01 Ноябрь 2007, 23:14:26
Было, но по больше части они в Польше остались.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: sembat от 02 Ноябрь 2007, 07:52:17
ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: igor47 от 22 Октябрь 2008, 07:46:53
ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?
н
На старых картах есть узкоколейка ГРОДНО-АВГУСТОВ,в районе Грукрепрайна(24-26КМ)территория ПОЛЬШИ.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: igor47 от 22 Октябрь 2008, 15:23:38
ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?
В книге об Гродненском укрепрайоне на схеме дотов есть узкоколейка от ст. ЛОСОСНО до д. ГОЛЫНКА*(длина 23 км). Дорога была и у фортов(там зимовали призывники 41 года),по ней подвозили к строительству дотов стройматериалы.С 1-го февраля 41 года был получен новый паровоз и дрезина,5 июня ещё новый паровоз из ХАРЬКОВА.Одна из конечных ст.Н.КАМЕНКА(УЖД-2).


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: image от 22 Октябрь 2008, 22:36:28
Немного не в тему. но интересно. :)
Полгода назад в интернете наткнулся на такую информацию.
Во время оккупации в 1941-43 года немцы из Киева вывезли троллейбусы в города Кенигсберг, Познань, Белосток и Гродно.
После освобождения  Гродно те, что были в нашем городе, целыми вернули назад, в Киев.
По-быстрому нашел отголосок информации здесь (http://forum.tr.ru/read.php?3,617763,page=all), но там ошибочно написано что немцы открывали движение у нас в городе. Этого не было. но троллейбусы зачем-то завозили (http://forum.tr.ru/read.php?3,87888,89115,quote=1).


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: механник от 24 Сентябрь 2010, 20:43:19
когда едешь в Поречье с минской трассы через Скидель, то где то за Старой Рудой есть переезд через узкоколейку, которая действует. Это от Скиделя примерно километров 20-25.
А что нибудь известно о ретро-поездах с паровозом на территории Беларусии, в частности в Гродно. Поднял вопрос поскольку отдельной темы, посвященной железной дороге не нашел. В Москве организованы поездки экскурсионного поезда с Рижского вокзала до ст. Красный Балтиец. А в прошлом году путешествовал на таком поезде на более дальние маршруты: Москва-Тула-Рязань и Москва - Калуга-Смоленск. Такие туры двухдневные. Вся экзотика в том, что  трехвагонный поезд ведут два паровоза. Как правило это серия "Л". Если интеренсно могу разместить фотки и ссылки на описание своих путешествий.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: DEEP от 29 Сентябрь 2010, 19:07:09
когда едешь в Поречье с минской трассы через Скидель, то где то за Старой Рудой есть переезд через узкоколейку, которая действует. Это от Скиделя примерно километров 20-25.
А что нибудь известно о ретро-поездах с паровозом на территории Беларусии, в частности в Гродно. Поднял вопрос поскольку отдельной темы, посвященной железной дороге не нашел. В Москве организованы поездки экскурсионного поезда с Рижского вокзала до ст. Красный Балтиец. А в прошлом году путешествовал на таком поезде на более дальние маршруты: Москва-Тула-Рязань и Москва - Калуга-Смоленск. Такие туры двухдневные. Вся экзотика в том, что  трехвагонный поезд ведут два паровоза. Как правило это серия "Л". Если интеренсно могу разместить фотки и ссылки на описание своих путешествий.
Этот переезд находится возле санатория "Озерный". Там ходит поезд-кукушка, он возит торф с месторождений в районе Острино на торфобрикетный завод в Вертелишки. Дорога там раздолбанная, её латают постоянно. Но особой безопасности там и не надо - не людей же возят, а скорость состава невысокая. 500 метров от переезда есть мост... а внизу, в озере валяются вагончики :) Сейчас может уже и не валяются, но раньше точно валялись, это последствия или бухих водил(говорили что именно это) или раздолбанности дороги.

Ретро-музей поездов есть в Бресте. Есть ретро-поезд на стоянке в Лиде. Есть в РБ и детская железная дорога... вот ссылка с примером: http://russtv.org/video/456/

Давайте свои ссылки, не стесняйтесь ;-)


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: poleshuk от 05 Ноябрь 2010, 16:49:01
Схема широкой и узкоколейной дороги из служебного атласа 1943 года издания.
(https://i0.wp.com/s004.radikal.ru/i208/1011/69/485b2f6ffa8at.jpg) (http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i208/1011/69/485b2f6ffa8a.jpg.html)(https://i0.wp.com/s008.radikal.ru/i305/1011/06/2c56f8c83d77t.jpg) (http://radikal.ru/F/s008.radikal.ru/i305/1011/06/2c56f8c83d77.jpg.html)


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: sembat от 05 Ноябрь 2010, 17:13:37
Это известная карта. Она есть на сайте у автора этой темы.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: механник от 05 Ноябрь 2010, 17:30:57
Ретро-музей поездов есть в Бресте. Есть ретро-поезд на стоянке в Лиде. Есть в РБ и детская железная дорога... вот ссылка с примером: http://russtv.org/video/456/

Давайте свои ссылки, не стесняйтесь ;-)
Дружище, фильм класс. Это не дешовая агитка, а что называется не в бровь а в глаз. Но это другая тема. ДЖД в Минске это не ретропоезд, это узкоколейка. в Бресте и в Лиде музеи жд транспорта, как в Москве на Рижском или например в Питере на Варшавском. А я рассказал о ретропоезде, где состав ведет паровоз. Это не статика а динамка, понимаешь. Ссылки дам, когда сделаю свою страничку. Кстати я познакомился у вас в Гродно с людьми, которые собираются организовать движение ретропоезда на участке Гродно-Поречье. Вроде намечено на 2012 год открытие движения. Кстати у нас в Москве в Политехническом где то с 14 ноября будет проходить выставка желдор моделизма. По возможность приезжай. Если не против на этой ветке размещу свои фотки с выставки при условии ее посещенияя.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: STURMMANN от 05 Сентябрь 2011, 18:09:54
Есть у кого нибудь информация,где проходило полотно узкоколейки,по которой шла западная граница шталага 324 ?


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: sembat от 05 Сентябрь 2011, 18:13:30
Есть у кого нибудь информация,где проходило полотно узкоколейки,по которой шла западная граница шталага 324 ?
Если эта та узкоколейка, которая шла от Гродно до Сопоцкино, но не была достроена до конца, т.к. началась война, то я знаю.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: STURMMANN от 05 Сентябрь 2011, 18:25:23
Не знаю точно,та или нет,подробной информации не удалось найти...но буду признателен за имеющуюся у вас информацию.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: sembat от 05 Сентябрь 2011, 18:31:30
См. личку.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: STURMMANN от 05 Сентябрь 2011, 18:58:40
Отписал.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи&am
Отправлено: механник от 05 Сентябрь 2011, 19:50:29
Этим летом посещал Гродненщину, ездил в санаторий "Поречье". Так  когда едешь в Поречье пересекаешь переезд с УЖД. Докладываю все полотно заросло, дорога стоит, а в прошлом году на рельсах был накат.

Добавлено: 05 Сентябрь 2011, 19:52:10
вот ссылка http://train-video.ru/index/khudozhestvennye_filmy/0-31. Это сайт видео о железных дорогах.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: sembat от 10 Июль 2021, 21:44:41
Какой была история исчезнувшей Озёрской узкоколейки? https://newgrodno.by/society/ozery-uzkokoleyka/?utm_source=odnoklassniki.ru&utm_medium=social&utm_campaign=kakoy-byla-istoriya-ischeznuvshey-ozyorskoy


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: кот Шрёдингера от 11 Июль 2021, 01:12:59
Какой была история исчезнувшей Озёрской узкоколейки? https://newgrodno.by/society/ozery-uzkokoleyka/?utm_source=odnoklassniki.ru&utm_medium=social&utm_campaign=kakoy-byla-istoriya-ischeznuvshey-ozyorskoy

"Теперь о железной дороге напоминают лишь улица Вокзальная, бывшее здание железнодорожной станции – жилой дом № 19 – да где-нигде сохранившаяся насыпь."


Это же здание было вокзалом и для ветки нормальной колеи https://railwayz.info/photolines/photo/127772 https://railwayz.info/photolines/photo/127773


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи
Отправлено: ятвяг от 11 Июль 2021, 10:54:14
  Вся история вместилась в  одно предложение  "В 1916 году для экспорта древесины кайзеровские войска построили узкоколейную железную дорогу Лососно – Шкленск – Тобольская Будка – Стриевка – Озеры." И в нём  Андрей Детченя  умудрился всё запутать. Где Лососно, а  где Табольская будка?  Тупиковые жд-ветки в сторону Шкленска и Табольской будки упирались в глубокий лес и строились для вывоза леса - главного нашего богатства.
... открылось почтовое отделение. Основана пожарная служба и тогда же начался новый расцвет Озёр". Вам Детченя надо романы писать, а не учителем в школе.  :)Новый расцвет Озёр.  :)


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщины
Отправлено: image от 11 Июль 2021, 16:01:35
Почитайте статью О.Волковой Чыгунка на акупаванай тэрыторыі Беларусі ў гады Першай сусветнай вайны / В. В. Волкава // Гістарычна-археалагічны зборнік. – 2015. – №30. – С. 136–141.

Для забеспячэння войскаў у прыфрантавой паласе будаваліся палявыя чыгункі з каляінай у 600 мм і 750 мм, так званыя фельдбаны (Feldbahn). Пры пабудове нямецкіх фельдбанаў шырока ўжываліся металічныя шпалы, што дазваляла павялічыць нагрузку на вось рухомага саставу ад дзвюх да чатырох тон. Асноўныя нямецкія вузкакалейныя чыгункі злучалі Наваельню – Навагрудак – Любчу, Пружаны – Аранчыцы, Івацэвічы – Янаў-Палескі, Гаўю – Іўе, Юрацішкі – Бакшты. .....

У ліпені–верасні 1916 г. у нямецкім павеце Гродна быў пабудаваны фельдбан Гродна–Пагараны. У павеце Плянты была ўведзена ў эксплуатацыю ветка са станцыі Ражанка (па лініі Гродна–Масты) на Шчучын, дзе знаходзіліся этапныя склады і дрэваапрацоўчая фабрыка. Працягласць вузкакалейкі складала 5,5–6 км. Сама чыгуначная станцыя Ражанка была пабудавана ў 1907 г. пры будаўніцтве чыгункі Ліда – Масты –Ваўкавыск. 15 лістапада 1917 г. быў уведзены участак Васілішкі – Скрыбаўцы.
....
У асобную катэгорыю вузкакалеек вылучым лясныя фельдбаны (Waldbahn), якія будаваліся для падвозу лесу. Вылучаліся палявыя чыгункі з каляінай у 750 мм для лакаматыўнай цягі і 600 мм для коннай цягі. Вядома, што ў лясах каля Косава было пракладзена 39 км для лакаматыўнай цягі, а ў лясах у ваколіцах Броннай Гары – 9 км адпаведна. Лясныя фельдбаны для нарыхтоўкі сыравіны для коннай цягі былі каля в. Лясная (4,5 км), в. Аляксандраўка (сучасная Брэсцкая вобласць, 6 км). Участак Гаўя – Іўе быў пабудаваны з мэтай вывазу лесу з масіву ў некалькіх кіламетрах ад в. Вялікая Чапунь. Па лініі Марцінконіс (Marcinconys, сучасная Літва) – Матылі ў 1916–1917 гг. таксама з’явілася лясная ветка працягласцю каля 28,5 км....

Более полная информация в статье.


Название: Re: Узкоколейные железные дороги Гродненщи&am
Отправлено: ятвяг от 11 Июль 2021, 17:29:15
У асобную катэгорыю вузкакалеек вылучым лясныя фельдбаны (Waldbahn), якія будаваліся для падвозу лесу.
  Вот такие фельдбаны шли в Озёры из леса. Потом из Озёр  через Коневичи и Гродно вывозился лес и пиломатериалы  на Запад.  Конечно вузкакалейка давала работу и в лесу и на лесопилке, но не расцвет Озёр.  А вот ещё непонятное  в статье   " ...  Остроты опасной забаве придавало то, что пиломатериалы привязывали к столбам от старого моста в нескольких метрах от берега. К слову, эти дубовые сваи до сих пор возвышаются над водной гладью озера Белое." Зачем пиломатериалы привязывали?   К слову, эти дубовые сваи, которые возвышаются и где гнездятся чайки,  не от моста.

Добавлено: 11 Июль 2021, 19:17:05
  Остатки столбов На Белом -  это всё что осталось от тамаванне  тартака (загон, заграждение для сплавляемого леса). На столбах раньше висели цепи.