Все кто считает это фильм Великим почему-то не могут сказать о нем ни-че-го.
Так ты же сам предложил два варианта прочтения - философский и психологический (названия условны). Я предложил "теологический". И сам указал на знаки, которые не смог объяснить. Мне кажется, этого достаточно, что бы фильм мог претендовать на статус "философского". Хотя, я думаю, что фильм не обязательно должен быть наполнен тайным "философско-мистическим" смыслом, что бы быть великим или просто хорошим.
А вообще мне не понятно, почему я обязательно должен что-то "выносить", чему-то учиться, что-то постигать, посмотрев фильм, прочитав книгу. Для меня главное - удовольствие от самого процесса просмотра, чтения и последующей интерпретации. И это совсем не означает, что я открою что-то новое или на меня снизойдет озарение и я постигну истину.
А творчество фон Триера напоминает мне Достоевского. У него тоже все люди - мрази и атмосфера прям мерзкая. Зато этой мерзостью достигается хороший терапевтический эффект - отторжение, неприятие этой самой мерзости и зла. Может быть это и есть ключ к пониманию фон Триера?
P.S. Если бы у меня сприси, что я вынес из "Братьев Карамазовых", я бы не ответил бы ничего вразумительного. Ну может сказал бы, что они все уроды. А это ну очень философский роман!