Полный обзор с фото
http://vk.com/wiki_leaks_blr Диски облезли. Надо срочно красить – завтра обещали заморозки. Тем более, что ваш коллега на работе и сосед по этажу хвастались, что покрасили диски модной «полимеркой». Включаем комп и находим массу «полезных» ссылок на дробеструйную очистку и полимерную окраску дисков (здесь сказывается повальная техническая безграмотность: почти все современные краски – полимеры, за исключением, разве что, старинной масляной МА-15))), а в виду имеются термопластичные порошковые краски.
Только ленивый сейчас не красит диски «полимером». Основная цель всей сферы услуг постсовкового мира – побыстрее нарубить побольше бабла с наименьшими усилиями и затратами – здесь выполняется крайне легко. Технология порошковой окраски проста, оборудование несложное (многое можно самому сделать, остальное недорого прикупить), материалы копеечные. Ни светлых мозгов, ни заточенных рук не требуется. 2 часа работы – 150-789 руб. 00 коп.в в карман.
Что такое «полимерка» в местном исполнении я и собираюсь вам объяснить.
1. Начнем со случая, который реально произошел в Витебске (статья перепечатывается с сокращениями)
Как не стать жертвой тюнинга
В общество «Защита потребителя» Дмитрий Бруцкий обратился с заявлением после одного из этапов проведения акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» в городе Витебске, где во время выполнения заезда у него вдруг выломало середину колесного диска, а машину развернуло поперек дороги. Дмитрия и окружающих спасло то, что он выполнял разворот на торможении, и скорость была не высокой. При других обстоятельствах последствия могли оказаться гораздо плачевнее – ведь машина была без каркаса безопасности, а недалеко стояли зрители.
«В процессе эксплуатации моего автомобиля Mazda MX-5 для нанесения полимерного состава(покрытия) на оригинальные диски (установленные данное т/с по заводу) обратился в (…). Весь комплект дисков(4шт.) подвергся технологическому процессу дважды, т.к. после первого раза качество работ было неудовлетворительным, исполнитель это подтвердил и согласился все исправить в течение недели. После повторной покраски дисков я установил на них четыре абсолютно новые покрышки размерности 195/50 R15 и начал эксплуатацию. За три месяца эксплуатации диски не подвергались ремонту, на них и покрышках не было механических повреждений, но в один день при повороте направо левый передний диск сломался при скорости 20 км/ч на идеально ровном асфальте. Средняя часть диска полностью отделилась от обода, при этом автомобиль получил значительные повреждения: из внешних - было деформировано левое переднее крыло, деформирован левый подкрылок, поцарапан передний бампер, повреждена подвеска переднего левого колеса. При рассмотрении остальных дисков были обнаружены трещины в идентичных местах, в которых сломался первый диск».
Дмитрий представил на экспертизу 4 колеса, чтобы была возможность исследовать проблему наиболее полно. Далее обратимся к отдельным выводам заключения экспертизы: «Известно, что к дискам колес предъявляются повышенные требования по ударной прочности. В первую очередь это относится к ступичной части диска и спицам. Именно здесь возникают сильнейшие нагрузки при движении. В этой связи пригодность марки сплава для конкретной конструкции дисков, а также качество их термической и других видов обработки должны оцениваться с учетом способности изделий работать в различных условиях эксплуатации. Термическая обработка литых дисков является основным средством воздействия на их структуру и свойства. При покраске дисков для удаления старого лакокрасочного покрытия и нанесения нового используется общий или локальный нагрев дисков до нескольких сот градусов. В случае нагрева алюминиевых дисков с целью «отжига» ЛКП долговечность и надежность может оказаться непредсказуемой, поскольку механические и технологические свойства (в том числе скорость фазовых превращений в материале диска) установленные производителем в таком процессе будут нарушены. Незнание точных сведений о составе сплава и особенностей термической обработки для конкретного диска при повторном нагреве приводит к необратимым последствиям – разупрочнению материала и снижению конструктивной прочности диска в целом.
Ассоциация Европейских Производителей Дисков(EUWA) утвердила нормативный документ по безопасности использования и обслуживания колес. Инструкция запрещает проводить ремонт легкосплавных дисков, поскольку вмешательство в материал колесного диска (нагрев, сварка, пайка, прокатка и т.д.) приводит к изменению его механических свойств».
На основании вышеизложенного и других документов, которыми руководствовались эксперты общества, было сделано заключение: «…ремонт литых дисков, которые подвергались нагреву и струйной обработке абразивными материалами в части обода, спиц или центральной части абсолютно не приемлем. Такого рода ремонт приводит к разупрочнению материала и концентрации напряжений и без того в критических областях диска. Представленные для исследования дисковые колеса не пригодны для дальнейшей эксплуатации – имеются радиальные трещины, расположенные на спицах. Изменение материала дискового колеса произошло в результате технологии нанесения полимерного покрытия на дисковое колесо».
Вот фото другого диска, еще целого, но поперечные трещины по всем пяти спицам уже видны – сломалось бы оно, если бы Дмитрий поворачивал в другую сторону (отметьте, тут не бутафория китайская, а полноценные японские Enkei).
По заключению экспертов из криминалистической лаборатории на Кальварийской – вследствие перегрева металл полностью утратил свои свойства.
2. Теория для справки (кратко)
Автомобильные диски называются легкосплавными потому, что алюминий в них легируется другими металлами, для придания этим сплавам заданных качеств.
Сплавы алюминия с магнием Al-Mg имеют хорошую коррозионную стойкость, повышенные механические свойства и хорошо обрабатываются.
Сплавы алюминия с кремнием (силумины) Al-Si отличаются высокими литейными свойствами, а отливки — большой плотностью. Силумины сравнительно легко обрабатываются.
На внутренней стороне некоторых современных дисков (можно встретить даже на брендовых китайских) присутствует отлитая маркировка сплава (например Al-Si-Mg). Температура плавления сплавов на основе алюминия колеблется от 540 до 650⁰С.
Крайне важными процессами изготовления дисков являются старение и закалка. Именно закалка придает дискам те свойства, которые необходимы для их нормальной эксплуатации. Подтверждение этому легко найти в Интернете по запросу «закалка алюминия» и т.п. На Youtube есть несколько роликов о процессе производства дисков (запрос - «alloy wheel manufacturing» и т.п.), где все это показано на видео. И немцы (видео от BBS) и китайцы (Rays) применяют одну технологию. Закалка именно дисковых сплавов производится путем нагрева до 175⁰С с последующим окунанием в водяную ванну. При этом кристаллическая решетка сплава приобретает нужную структуру. При «полимерной» же окраске диски нагревают выше 200⁰С, что приводит к отпуску металла. А для отжига старой краски применяются температуры гораздо более высокие. Об этом прямо говорит один из известнейших полимерных лохотронщиков Филип: «при покраске дисков нельзя использовать отжиг покрытия в печи при 417 градусах. После данной процедуры физические свойства металла изменяются и не в лучшую стороны. Дабы не иметь проблем саязанных с этим обстоятельством, я решил больше не иметь дела с данными людьми (после того, как у восстановил у них диски своему другу и у него начались проблемы с тем, что диски стали мягкие. Теперь он вынужден периодически ездить на раскатку. Вот так вот...)», хотя и лжет, ибо сотрудничать не перестал – деньги не пахнут.
Диски являются крайне важной деталью вашей машины – на них (особенно при нынешней моде на узкопрофильные шины), в конечном счете, опирается кузов, где сидите вы, ваша жена и ваши дети. Даже небольшая неприятность с колесами на большой скорости часто заканчивается вполне летально. Поэтому, легкосплавные автомобильные диски крайне точно рассчитываются на компьютерных моделях. При изготовлении дисков, готовые отливки подвергаются дополнительному закаливанию по строго определенной схеме, для придания сплаву строго определенной структуры. Затем они проходят серьезные испытания в различных дорожных и климатических условиях. Только так можно гарантировать вашу безопасность на трассе.
Для антикоррозионного и декоративного покрытия дисков основные производители обычно применяют полиэфирные и полиуретановые составы. Выбраны они потому, что не требуют больших затрат времени и средств на сушку (самый дорогой процесс при любой промышленной окраске). 5-10 минут при 110-150⁰С. Эти составы очень твердые. Это необходимо, для того, чтобы ваши диски выглядели хорошо как можно дольше. Никого не волнует тот факт, что любое твердое покрытие на подвергаемой большим динамическим нагрузкам детали в процессе эксплуатации обязательно покрывается сетью микротрещин, куда зимой легко проникают химреагенты, и под ними развивается значительная коррозия металла. Главное – «сохранить лицо» до окончания гарантии. Последствия вы имеете на своих дисках – вздувшееся покрытие, под которым черно-белый окисел и глубокие каверны от него. Я вижу это каждый день. Практически всегда, при снятии вполне красивого старого покрытия, нахожу почерневшую пленку корродированного металла под ним. Очень часто клиенты рассказывают, что весной сняли с машины вполне достойные зимние диски, а осенью не смогли узнать эти облезшие чудища. Просто под воздействием высоких летних температур реакция окисления невероятно ускоряется, и ваши, не промытые от зимней соли и грязи, диски облазят гораздо быстрее. И вот тогда вы задумываетесь о покраске своих дисков. Включаете комп, набираете «покраска дисков» и первый же десяток ссылок указывает на «профессиональную» «полимерую»… бла-бла-бла… окраску дисков. В общем, читаете то, что написано на заборе))) Я знаю эту кухню изнутри, и сейчас проведу вас за этот забор.
3. Технология «полимерки» в местном исполнении
Главное, и наиболее трудоемкое, в любой покраске – это подготовка. Для того, чтобы хорошо подготовить диски, их требуется очистить от старого покрытия и продуктов окисления. Вручную это сделать достаточно сложно – из-за причудливой формы применение малой механизации практически невозможно. Болгаркой между лучей не влезешь, ямы не выскребешь. Помогает только абразиво-струйная очистка. Абразивы бывают разные – песок, косточка, стекло, керамика, … и стальная дробь. Вот ее и применяют чаще всего современные «спецыалисты». Резон прост – рабочий ресурс дроби значительно выше остальных абразивов, цена ниже, значит экономнее. Размер дроби тоже бывает разный – особо крупную дробь любят применять на заводах, где чистят различные металлоконструкции (Колядичи, Шабаны). Однако и они не брезгуют на дисках «покосить». Другие используют фракцию помельче, но все-таки слишком крупную для такой тонкой работы, иначе невыгодно.
Как уже упоминалось выше, фирменные краски достаточно твердые. Очистка такого диска может занять уйму драгоценного времени. Для ускорения процесса старую краску можно отжечь. Те, кто пользуется приличным оборудованием, делают это в своих сушильных печах (если печи позволяют). Для отжига требуется свыше 400⁰С. А некоторые работают еще проще и эффективнее – ацетиленовой горелкой (Сенница). После отжига диски несут в очистку. И здесь фактор времени (время же деньги))) играет решающую роль. Чтобы отбить старую краску надо приложить некоторое усилие, энергию. Вспомним школьную физику: чем больше масса частицы и ее скорость – тем выше энергия удара. Поэтому, ваши диски лупят струей крупной стальной дроби на максимальном давлении. Естественно, что со старой краской улетает и часть металла диска. Как-то я обсуждал эти вопросы с одним старым и очень опытным дробеструйщиком. Он рассказал, что практически всегда попадаются участки, где старое покрытие лежит как каменное, и, пока он снимает такое пятно, голый алюминий вокруг него тоже улетает в трубу до образования заметных впадин. Фотопример такой очистки есть и на главной странице. И это еще не самая страшная работа из тех, что мне приходилось наблюдать. В уже упоминавшейся Сеннице вообще используют песок, но размером с булыжник. И ничего, хватает лохов, которые туда едут с дисками.
Диски на фото выше дробеструены на Аэродромной за совсем немалые деньги. Бедный владелец не знал куда деваться с такой откровенной халтурой. Мне пришлось приложить немало труда, чтобы привести их в нормальное состояние.
Полки здесь не крашены умышленно – владельцу обещали их отполировать (видел я потом эту полировку))). Кстати, на полке хорошо заметны следы ржавчины. Удивлены, что алюминий так окисляется? А это ржавеет стальная дробь, вбитая в сплав диска огромным давлением дробеструйного аппарата на каком-нибудь заводе металлоконструкций. Если же на вашем тяжелом внедорожнике установлены современные диски на длинных и тонких спицах… можно представить, что от них остается.
Далее следует покраска. Покраска порошком – дело совершенно плевое. Повсеместно применяются не дорогие полиэфиры и полиуретаны, а копеечные порошки на основе пластика АВС. Это как настрогать мелко ваш старый поломанный электрочайник, высыпать опилки на диск и разогреть до 250 градусов. Чем покрашены ваши диски вы легко можете проверить сами – протрите их простым растворителем типа 646. Если ваша пресловутая «полимерка» размякла и осталась на тряпке – «это не Альпина»))), а простейший АВС.
На всю покраску порошком требуется 30-40 минут. Прелесть термопорошка в том, что покраска им не требует никакого ручного труда и особенного умения. Электрический заряд сам притягивает порошок на диск, вот только из-за сложной формы диска порошок всегда ложится неравномерно (по кратчайшему пути, и это заметно даже на заводских покрытиях). Сначала напыляют толстенный слой грунта, чтобы он затянул дробеструйные ямы. Затем пылят базовый цвет. Могут напылить лак, а могут и нет – большой разницы в тусклом блеске порошкового покрытия не заметно. Диски отправляются в печь. Время в печи 20-30 минут. В зависимости от типа порошка температура может достигать 250⁰С и должна выдерживаться в пределах ±3⁰С. «При горячей сушке весь слой порошкового краски должен быть как можно быстрее нагрет до необходимой температуры при ее однородном распределении в отверждаемом слое. Только при таких условиях расплав порошковой краски может достичь минимальной вязкости без ухудшения растекаемости в результате проходящей реакции полимеризации. При медленном нагревании в толщине слоя порошковой краски начинается процесс полимеризации еще до того, как произошло его достаточное растекание по поверхности изделия, в результате чего отвержденная поверхность получается неровной»©. То есть, качественной окраски можно добиться только на современном, дорогом оборудовании и хорошим дорогим порошком, покупать которые большинство наших «спецов» жаба душит - «лепш купiць сабе джыпа».
3. Разбор «полета»
Теперь нам легче понять, что же произошло с теми дисками. Если рисунок не понятен, предлагаю перечитать теоретическую часть еще раз.
4. Подведение итогов
Этот материал написан не для того, чтобы привлечь клиентов (коллегам по цеху не нравится такая правда и они обвиняют меня в черном пиаре)– у меня работы хватает))) Я всегда ненавидел халтурщиков. Особенно актуальным это стало теперь, когда огромному количеству людишек кошелек полностью заменил совесть и человеческое достоинство. А в данном случае это не просто халтура – это преступление. Если бы диск сломался на повороте шоссе на высокой скорости – Дмитрия Бруцкого с нами бы уже могло бы не быть.
Качественно покрасить диски может любой маляр, который красит автомобили. Он отлично покрасит их по обычной технологии окраски авто. Такое покрытие и выглядит на порядок лучше «полимерки», и меньше боится всяких реагентов, и не уродует ваши диски в перспективе. Ко мне, по крайней мере, за два года еще ни один заказчик не возвращался с проблемами моего покрытия