Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
29 Март 2024, 10:01:01
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Гродненский Форум > Наш Город! > История Гродно и Гродненщины
(Модераторы: Almer, Der Schatten, sembat) > Тема:

Узкоколейные железные дороги Гродненщины

Страниц  :   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Узкоколейные железные дороги Гродненщины  (Прочитано 18002 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ParovozIS
Новенький


Репутация: +0/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7


Просмотр профиля WWW Email
« : 16 Сентябрь 2007, 01:24:45 »

Возможно, не все знают, что на территории современной Гродненской области находилось около 34 узкоколейных железных дорог, построенных до революции и после революции (немцами, поляками и "советами"). Из них на сегодняшний день сохранилось не четырёх. Я разыскиваю информацию об узкоколеёках Гродненщины (а также Беларуси в целом) в дополнение к тому, что у меня уже есть. Буду благодарен за любую помощь!
Записан

Ваш Д.З.
Porudchik
Почетный гродненец
*****

Репутация: +247/-2
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1926


Сладких дел мастер.

Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 19 Октябрь 2007, 18:05:11 »

Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.
Записан

Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься! С одной стороны чего? – подумала Алиса. – С другой стороны чего?– Гриба, – ответила Гусеница, словно услышав вопрос, и исчезла из виду.
Milaman
Настоящий гродненец
****

Репутация: +19/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 352


fan of AC Milan

Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : 19 Октябрь 2007, 19:41:03 »

Вертелишки - Озёры - Лубенец
Торфовозная. Длина 28 км.
Торфобрикетный завод основан 1.I.1956

Я как раз катался по сему пути, когда еще мой дед там работал...прикольный маршрут Улыбка

Сорри, но помочь по этой теме не могу Грустный
Записан

Some of us only see in red and black

ВИНТЕРТУР
Клевый у меня ник?
Депутат горсовета
*****

Репутация: +435/-3
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7122

Просмотр профиля
« Ответ #3 : 19 Октябрь 2007, 21:33:58 »

Как ехать на Минск, после поворота на Минойты, вроде где тоже какой-то торфяный карьер, там вроде узкоколейка была.
Записан
ParovozIS
Новенький


Репутация: +0/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : 20 Октябрь 2007, 01:59:17 »

Цитировать
Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.
Можно поточнее, где это? Может, это узкоколейка от Вертелишек и есть?
Записан

Ваш Д.З.
Milaman
Настоящий гродненец
****

Репутация: +19/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 352


fan of AC Milan

Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #5 : 24 Октябрь 2007, 16:29:49 »

Цитировать
Цитировать
Есть узкоколейка в районе Озер, недалеко от Озерного, через лес идет, там есть еще мост через озеро, очнь красивые и живописные места.
Можно поточнее, где это? Может, это узкоколейка от Вертелишек и есть?

по ходу она и есть )
Записан

Some of us only see in red and black

ВИНТЕРТУР
SergeiALL
Молодой Гродненец
*

Репутация: +2/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 18


Я люблю Гродненский форум! Но я живу в Свислочи!!!

Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : 30 Октябрь 2007, 17:33:10 »

По Беловежской пуще было столько узколеек при панах и при немцах лес вывозили по ней.
Записан

Стучи на асю 441657018.
ParovozIS
Новенький


Репутация: +0/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #7 : 01 Ноябрь 2007, 23:14:26 »

Было, но по больше части они в Польше остались.
Записан

Ваш Д.З.
sembat
Moderator
*****

Репутация: +3470/-0
Offline Offline

Сообщений: 21690

Verba volant, scripta manent.

Просмотр профиля
« Ответ #8 : 02 Ноябрь 2007, 07:52:17 »

ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?
Записан

Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
igor47
Гродненец
**

Репутация: +30/-0
Offline Offline

Сообщений: 242

Просмотр профиля
« Ответ #9 : 22 Октябрь 2008, 07:46:53 »

ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?
н
На старых картах есть узкоколейка ГРОДНО-АВГУСТОВ,в районе Грукрепрайна(24-26КМ)территория ПОЛЬШИ.
Записан
igor47
Гродненец
**

Репутация: +30/-0
Offline Offline

Сообщений: 242

Просмотр профиля
« Ответ #10 : 22 Октябрь 2008, 15:23:38 »

ParovozIS есть ли у тебя информация об узкоколейках, подходившим к Гродненским фортам в начале 20 века?
В книге об Гродненском укрепрайоне на схеме дотов есть узкоколейка от ст. ЛОСОСНО до д. ГОЛЫНКА*(длина 23 км). Дорога была и у фортов(там зимовали призывники 41 года),по ней подвозили к строительству дотов стройматериалы.С 1-го февраля 41 года был получен новый паровоз и дрезина,5 июня ещё новый паровоз из ХАРЬКОВА.Одна из конечных ст.Н.КАМЕНКА(УЖД-2).
Записан
image
Почетный гродненец
*****

Репутация: +340/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2977

Просмотр профиля
« Ответ #11 : 22 Октябрь 2008, 22:36:28 »

Немного не в тему. но интересно. Улыбка
Полгода назад в интернете наткнулся на такую информацию.
Во время оккупации в 1941-43 года немцы из Киева вывезли троллейбусы в города Кенигсберг, Познань, Белосток и Гродно.
После освобождения  Гродно те, что были в нашем городе, целыми вернули назад, в Киев.
По-быстрому нашел отголосок информации здесь, но там ошибочно написано что немцы открывали движение у нас в городе. Этого не было. но троллейбусы зачем-то завозили.
Записан
механник
Гродненец
**

Репутация: +16/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 68


Не бывает поздно. Бывает уже не надо.

Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 24 Сентябрь 2010, 20:43:19 »

когда едешь в Поречье с минской трассы через Скидель, то где то за Старой Рудой есть переезд через узкоколейку, которая действует. Это от Скиделя примерно километров 20-25.
А что нибудь известно о ретро-поездах с паровозом на территории Беларусии, в частности в Гродно. Поднял вопрос поскольку отдельной темы, посвященной железной дороге не нашел. В Москве организованы поездки экскурсионного поезда с Рижского вокзала до ст. Красный Балтиец. А в прошлом году путешествовал на таком поезде на более дальние маршруты: Москва-Тула-Рязань и Москва - Калуга-Смоленск. Такие туры двухдневные. Вся экзотика в том, что  трехвагонный поезд ведут два паровоза. Как правило это серия "Л". Если интеренсно могу разместить фотки и ссылки на описание своих путешествий.
Записан

Есть ли разумная жизнь во Вселенной? - Есть. - А почему с нами не связывается? - Потому что разумная.
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
*

Репутация: +662/-5
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 6484


2024 год. Да здравствует ХХХ!

Просмотр профиля
« Ответ #13 : 29 Сентябрь 2010, 19:07:09 »

когда едешь в Поречье с минской трассы через Скидель, то где то за Старой Рудой есть переезд через узкоколейку, которая действует. Это от Скиделя примерно километров 20-25.
А что нибудь известно о ретро-поездах с паровозом на территории Беларусии, в частности в Гродно. Поднял вопрос поскольку отдельной темы, посвященной железной дороге не нашел. В Москве организованы поездки экскурсионного поезда с Рижского вокзала до ст. Красный Балтиец. А в прошлом году путешествовал на таком поезде на более дальние маршруты: Москва-Тула-Рязань и Москва - Калуга-Смоленск. Такие туры двухдневные. Вся экзотика в том, что  трехвагонный поезд ведут два паровоза. Как правило это серия "Л". Если интеренсно могу разместить фотки и ссылки на описание своих путешествий.
Этот переезд находится возле санатория "Озерный". Там ходит поезд-кукушка, он возит торф с месторождений в районе Острино на торфобрикетный завод в Вертелишки. Дорога там раздолбанная, её латают постоянно. Но особой безопасности там и не надо - не людей же возят, а скорость состава невысокая. 500 метров от переезда есть мост... а внизу, в озере валяются вагончики Улыбка Сейчас может уже и не валяются, но раньше точно валялись, это последствия или бухих водил(говорили что именно это) или раздолбанности дороги.

Ретро-музей поездов есть в Бресте. Есть ретро-поезд на стоянке в Лиде. Есть в РБ и детская железная дорога... вот ссылка с примером: http://russtv.org/video/456/

Давайте свои ссылки, не стесняйтесь ;-)
Записан
poleshuk
Гродненец
**

Репутация: +13/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 91


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 05 Ноябрь 2010, 16:49:01 »

Схема широкой и узкоколейной дороги из служебного атласа 1943 года издания.
Записан

Ищу информацию по истории речного транспорта и фото пароходов. Куплю оригинальные старые снимки и открытки с пароходами.
sembat
Moderator
*****

Репутация: +3470/-0
Offline Offline

Сообщений: 21690

Verba volant, scripta manent.

Просмотр профиля
« Ответ #15 : 05 Ноябрь 2010, 17:13:37 »

Это известная карта. Она есть на сайте у автора этой темы.
Записан

Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
механник
Гродненец
**

Репутация: +16/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 68


Не бывает поздно. Бывает уже не надо.

Просмотр профиля Email
« Ответ #16 : 05 Ноябрь 2010, 17:30:57 »

Ретро-музей поездов есть в Бресте. Есть ретро-поезд на стоянке в Лиде. Есть в РБ и детская железная дорога... вот ссылка с примером: http://russtv.org/video/456/

Давайте свои ссылки, не стесняйтесь ;-)
Дружище, фильм класс. Это не дешовая агитка, а что называется не в бровь а в глаз. Но это другая тема. ДЖД в Минске это не ретропоезд, это узкоколейка. в Бресте и в Лиде музеи жд транспорта, как в Москве на Рижском или например в Питере на Варшавском. А я рассказал о ретропоезде, где состав ведет паровоз. Это не статика а динамка, понимаешь. Ссылки дам, когда сделаю свою страничку. Кстати я познакомился у вас в Гродно с людьми, которые собираются организовать движение ретропоезда на участке Гродно-Поречье. Вроде намечено на 2012 год открытие движения. Кстати у нас в Москве в Политехническом где то с 14 ноября будет проходить выставка желдор моделизма. По возможность приезжай. Если не против на этой ветке размещу свои фотки с выставки при условии ее посещенияя.
Записан

Есть ли разумная жизнь во Вселенной? - Есть. - А почему с нами не связывается? - Потому что разумная.
STURMMANN
Настоящий гродненец
****

Репутация: +22/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 459


Просмотр профиля
« Ответ #17 : 05 Сентябрь 2011, 18:09:54 »

Есть у кого нибудь информация,где проходило полотно узкоколейки,по которой шла западная граница шталага 324 ?
Записан
sembat
Moderator
*****

Репутация: +3470/-0
Offline Offline

Сообщений: 21690

Verba volant, scripta manent.

Просмотр профиля
« Ответ #18 : 05 Сентябрь 2011, 18:13:30 »

Есть у кого нибудь информация,где проходило полотно узкоколейки,по которой шла западная граница шталага 324 ?
Если эта та узкоколейка, которая шла от Гродно до Сопоцкино, но не была достроена до конца, т.к. началась война, то я знаю.
Записан

Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
STURMMANN
Настоящий гродненец
****

Репутация: +22/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 459


Просмотр профиля
« Ответ #19 : 05 Сентябрь 2011, 18:25:23 »

Не знаю точно,та или нет,подробной информации не удалось найти...но буду признателен за имеющуюся у вас информацию.
Записан
sembat
Moderator
*****

Репутация: +3470/-0
Offline Offline

Сообщений: 21690

Verba volant, scripta manent.

Просмотр профиля
« Ответ #20 : 05 Сентябрь 2011, 18:31:30 »

См. личку.
Записан

Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
STURMMANN
Настоящий гродненец
****

Репутация: +22/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 459


Просмотр профиля
« Ответ #21 : 05 Сентябрь 2011, 18:58:40 »

Отписал.
Записан
механник
Гродненец
**

Репутация: +16/-4
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 68


Не бывает поздно. Бывает уже не надо.

Просмотр профиля Email
« Ответ #22 : 05 Сентябрь 2011, 19:50:29 »

Этим летом посещал Гродненщину, ездил в санаторий "Поречье". Так  когда едешь в Поречье пересекаешь переезд с УЖД. Докладываю все полотно заросло, дорога стоит, а в прошлом году на рельсах был накат.

Добавлено: 05 Сентябрь 2011, 19:52:10
вот ссылка http://train-video.ru/index/khudozhestvennye_filmy/0-31. Это сайт видео о железных дорогах.
Записан

Есть ли разумная жизнь во Вселенной? - Есть. - А почему с нами не связывается? - Потому что разумная.
sembat
Moderator
*****

Репутация: +3470/-0
Offline Offline

Сообщений: 21690

Verba volant, scripta manent.

Просмотр профиля
« Ответ #23 : 10 Июль 2021, 21:44:41 »

Какой была история исчезнувшей Озёрской узкоколейки? https://newgrodno.by/society/ozery-uzkokoleyka/?utm_source=odnoklassniki.ru&utm_medium=social&utm_campaign=kakoy-byla-istoriya-ischeznuvshey-ozyorskoy
Записан

Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
кот Шрёдингера
Депутат горсовета
*****

Репутация: +421/-5
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 5040


Просмотр профиля
« Ответ #24 : 11 Июль 2021, 01:12:59 »


"Теперь о железной дороге напоминают лишь улица Вокзальная, бывшее здание железнодорожной станции – жилой дом № 19 – да где-нигде сохранившаяся насыпь."


Это же здание было вокзалом и для ветки нормальной колеи https://railwayz.info/photolines/photo/127772 https://railwayz.info/photolines/photo/127773
Записан
ятвяг
Кандидат в депутаты
****

Репутация: +122/-2
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 3509

Просмотр профиля Email
« Ответ #25 : 11 Июль 2021, 10:54:14 »

  Вся история вместилась в  одно предложение  "В 1916 году для экспорта древесины кайзеровские войска построили узкоколейную железную дорогу Лососно – Шкленск – Тобольская Будка – Стриевка – Озеры." И в нём  Андрей Детченя  умудрился всё запутать. Где Лососно, а  где Табольская будка?  Тупиковые жд-ветки в сторону Шкленска и Табольской будки упирались в глубокий лес и строились для вывоза леса - главного нашего богатства.
... открылось почтовое отделение. Основана пожарная служба и тогда же начался новый расцвет Озёр". Вам Детченя надо романы писать, а не учителем в школе.  УлыбкаНовый расцвет Озёр.  Улыбка
Записан
image
Почетный гродненец
*****

Репутация: +340/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 2977

Просмотр профиля
« Ответ #26 : 11 Июль 2021, 16:01:35 »

Почитайте статью О.Волковой Чыгунка на акупаванай тэрыторыі Беларусі ў гады Першай сусветнай вайны / В. В. Волкава // Гістарычна-археалагічны зборнік. – 2015. – №30. – С. 136–141.

Для забеспячэння войскаў у прыфрантавой паласе будаваліся палявыя чыгункі з каляінай у 600 мм і 750 мм, так званыя фельдбаны (Feldbahn). Пры пабудове нямецкіх фельдбанаў шырока ўжываліся металічныя шпалы, што дазваляла павялічыць нагрузку на вось рухомага саставу ад дзвюх да чатырох тон. Асноўныя нямецкія вузкакалейныя чыгункі злучалі Наваельню – Навагрудак – Любчу, Пружаны – Аранчыцы, Івацэвічы – Янаў-Палескі, Гаўю – Іўе, Юрацішкі – Бакшты. .....

У ліпені–верасні 1916 г. у нямецкім павеце Гродна быў пабудаваны фельдбан Гродна–Пагараны. У павеце Плянты была ўведзена ў эксплуатацыю ветка са станцыі Ражанка (па лініі Гродна–Масты) на Шчучын, дзе знаходзіліся этапныя склады і дрэваапрацоўчая фабрыка. Працягласць вузкакалейкі складала 5,5–6 км. Сама чыгуначная станцыя Ражанка была пабудавана ў 1907 г. пры будаўніцтве чыгункі Ліда – Масты –Ваўкавыск. 15 лістапада 1917 г. быў уведзены участак Васілішкі – Скрыбаўцы.
....
У асобную катэгорыю вузкакалеек вылучым лясныя фельдбаны (Waldbahn), якія будаваліся для падвозу лесу. Вылучаліся палявыя чыгункі з каляінай у 750 мм для лакаматыўнай цягі і 600 мм для коннай цягі. Вядома, што ў лясах каля Косава было пракладзена 39 км для лакаматыўнай цягі, а ў лясах у ваколіцах Броннай Гары – 9 км адпаведна. Лясныя фельдбаны для нарыхтоўкі сыравіны для коннай цягі былі каля в. Лясная (4,5 км), в. Аляксандраўка (сучасная Брэсцкая вобласць, 6 км). Участак Гаўя – Іўе быў пабудаваны з мэтай вывазу лесу з масіву ў некалькіх кіламетрах ад в. Вялікая Чапунь. Па лініі Марцінконіс (Marcinconys, сучасная Літва) – Матылі ў 1916–1917 гг. таксама з’явілася лясная ветка працягласцю каля 28,5 км....

Более полная информация в статье.
Записан
ятвяг
Кандидат в депутаты
****

Репутация: +122/-2
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 3509

Просмотр профиля Email
« Ответ #27 : 11 Июль 2021, 17:29:15 »

У асобную катэгорыю вузкакалеек вылучым лясныя фельдбаны (Waldbahn), якія будаваліся для падвозу лесу.
  Вот такие фельдбаны шли в Озёры из леса. Потом из Озёр  через Коневичи и Гродно вывозился лес и пиломатериалы  на Запад.  Конечно вузкакалейка давала работу и в лесу и на лесопилке, но не расцвет Озёр.  А вот ещё непонятное  в статье   " ...  Остроты опасной забаве придавало то, что пиломатериалы привязывали к столбам от старого моста в нескольких метрах от берега. К слову, эти дубовые сваи до сих пор возвышаются над водной гладью озера Белое." Зачем пиломатериалы привязывали?   К слову, эти дубовые сваи, которые возвышаются и где гнездятся чайки,  не от моста.

Добавлено: 11 Июль 2021, 19:17:05
  Остатки столбов На Белом -  это всё что осталось от тамаванне  тартака (загон, заграждение для сплавляемого леса). На столбах раньше висели цепи.
« Последнее редактирование: 11 Июль 2021, 19:17:06 от ятвяг » Записан
Страниц  :   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2024, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,231 секунд. Запросов: 19.